Найти тему
Гуру Архитектуры

Архитектурное богатство Грузии времен X века

X век был веком роста и укрепления отдельных грузинских княжеств, напряженной борьбы за создание объединенного грузинского государства, периодом значительного подъема во всех областях культурной жизни. X век был важной ступенью и в развитии грузинской архитектуры.

В сложной и пестрой картине архитектурных тем, форм и мотивов постепенно вырисовывается основная линия развития, и к концу века грузинское зодчество уже вплотную подходит к новой, высокой ступени зрелого художественного мастерства.

Говоря о памятниках X столетия, нельзя не упомянуть об одной теме, которая представлена интересными образцами в различных провинциях Грузии — в Тао-Кларджети, Имерети, Кахети. Это многоабсидные церкви, имеющие снаружи вид граненого цилиндра, с цилиндрическим же барабаном купола и с шатровым перекрытием. Такова, например, шестиабсидная церковь в Киаглис-Алты (ныне на территории Турции). Так же как и другие постройки первой половины X века, она лишена резных украшений, но наличие чередующихся с окнами неглубоких трехугольных ниш на гранях внешнего массива, тоненькие парные пилястры, поддерживающие легкую аркатуру, которая связывает все грани фасадов, — все это говорит об усилении чисто декоративных устремлений.

Это в еще большей мере проявляется позже в Кацхи (Имерети), где каждая грань основного массива здания, обхода и барабана завершается отдельным фронтоном, создавая, таким образом, троекратно повторяющуюся, необычайно подвижную линию карнизов и кровель.

Тема многоабсидных церквей в Грузии завершает свое существование в X веке, уступая место продолговатым храмам прямоугольного очертания, ставшим затем господствующими.

-2

Интересным архитектурным произведением, как бы сочетающим обе эти темы, является точно датированный (964 годом) большой купольный храм в Кумурдо, в Ахалкалакском районе, выстроенный архитектором Сакоцари. Храм сильно пострадал от времени: купол провалился, разрушена и изуродована позднейшими застройками западная часть. Снаружи храм имеет форму удлиненного по оси восток — запад креста с прямоугольными рукавами, причем от южного к северному рукаву шел трехсторонний обход вокруг западного рукава.

Внутри, вокруг подкупольного пространства, сгруппированы пять полукруглых абсид с бемами: по две, параллельно расположенные, с юга и севера, и одна — с востока (по ее сторонам узкие, длинные помещения, также снабженные абсидами). Западный удлиненный рукав, имеющий прямоугольную форму, двумя парами столбов делится на три продольных компартимента. К стенам абсид примыкают шесть граненых устоев, на которые опираются подпружные арки.

В восточных подкупольных парусах помещены рельефные изображения царицы Гурандухт (матери царя Баграта III) и ее брата — абхазского царя Леона. Снаружи, вокруг окон, характерные резные наличники, состоящие из повторяющихся орнаментальных мотивов, чисто геометрических или растительных. Рельеф этих орнаментов очень незначительный, это словно легкий графический рисунок, исполненный с необычайной тонкостью и изяществом. В композиции восточного фасада важную роль играют глубокие трехугольные ниши, знакомые нам еще со времен Джвари и Цроми. По одной нише имеется также на южном и северном выступах, они отмечают грани внутренних абсид. Храм в Кумурдо выстроен из розоватого, очень красивого тона камня, отесанного с большой точностью. Вообще техническое выполнение здания стоит на исключительной высоте.