Найти тему

Кухня. Рабство или власть?

Евгения Кобыляцкая, лицензированный диетолог (США)
Евгения Кобыляцкая, лицензированный диетолог (США)

В первобытные времена наш далекий предок приходил с охоты и бросал к ногам нашей прародительницы зайца или даже вепря, сраженного его меткой стрелой. А пока он отдыхал, женщина жарила мясо на костре. И в последующие века готовила женщина: зачерпывала воду из колодца, разжигала печь, орудовала кочергой, месила тесто, перебирала крупу, разделывала птицу, носила мужу в поле узелок с горячей едой.

В течение многих тысяч лет — такой порядок вещей был удобным и экономичным — женщины воспринимали кухонные обязанности как данность. Они бы очень удивились, если бы узнали, что в 1968 их прапрапра… внучки будут швырять и втаптывать в грязь передники перед Белым Домом в знак протеста против кухонного рабства. А в 1970-ом в Нью-Йорке выйдут на марш с плакатами: «Не готовь сегодня ужин!». И что они будут носить одежду и украшения со слоганом «Don’t Assume I Cook» (Не рассчитывай, что я буду готовить).

Протесты феминистских групп в середине двадцатого века должны были продемонстрировать, что женщина — не кухонная принадлежность, а полноправный член общества.

На эти призывы мгновенно откликнулись пищевые производители. «Женщина! Не готовь! Будь свободной! Мы все сделаем за тебя!» — тут же предложили они. Вторая половина двадцатого века стала стала расцветом фастфуда и полуфабрикатов. В 1970 году на коробках с жареной курицей KFC так и было написано: «Свободу женщинам!».

Впрочем, многие феминистки полагали наиболее подходящим для себя стилем питания вегетарианство. Они проводили параллель между угнетением женщин и обращением с животными. Роль женщины — ублажать мужчину в постели и готовить еду, а роль животных — быть употребленными в пищу. «Мы чувствуем себя мясом, — заявляли феминистки. — Мужчина контролирует женщину как животное».

В связи с этим прочно закрепились стереотипы: «Феминистки не умеют и не хотят готовить», «Феминистки — вегетарианки», а также заключение — «Это из-за них мы сейчас толстеем».

Логика обвинения такова.

Поскольку цель пищевых производителей — сбыть как можно больше продукции, то они из года в год делают ее все вкуснее, все соблазнительней, все слаще, острее и пикантнее, используя всевозможные методы — от рекламы до искусственных усилителей вкуса. Подобная еда блокирует наши природные сигналы насыщения, провоцируя переедание. В результате люди теряют связь со своей исконной едой, пищей своей земной, благодаря которой, стали умнее и находчивее всех живых существ на планете. Все больше людей страдают ожирением, и все потому что феминистки посчитали кухню символом угнетения. Они спровоцировали засилье фастфуда. «Это из-за них кухонные полки заполнились консервными банками и концентратами супов, а холодильники — бездушными замороженными обедами. Это из-за них женщины бросили все силы на карьеру, и теперь заедают стресс конфетами и мороженым».

Нельзя назвать эти обвинения совсем уж беспочвенными, но все же вина за рост ожирения в развитых странах не может быть переложена на феминистское движение.

Еда в коробках и банках появилась еще в начале двадцатого века, благодаря новым технологиям. Во время второй мировой войны потребность в этих продуктах выросла для обеспечения фронта. Растворимый кофе, тушенка, яичный порошок, сухое молоко, сушеные овощи, концентраты супов, крекеры, жевательная резинка, шоколадные батончики — были предназначены для временного пользования. Но после войны все это надо было куда-то девать. Агрессивная реклама сделала свое дело — многие домохозяйки сочли эти продукты чрезвычайно удобными.

Еще до второй волны феминизма были изданы кулинарные книги с рецептами типа: «Откройте банку консервированной ветчины, добавьте содержимое банки грибов, залейте бутылкой белого соуса, поставьте все это на огонь, пойдите покурить, вернитесь, снимите кастрюлю с огня — ужин готов». Коробки с сухой смесью для пирогов были снабжены рецептами: «Добавить стакан воды, все размешать, выложить в противень и запечь». Тогда же появились замороженные обеды в контейнере из фольги — «Прямо из холодильника — в духовку» и пластиковые контейнеры для хранения остатков ужина. Историки полагают, что полуфабрикаты негативно повлияли на кулинарные навыки домохозяек — женщины попали в полную зависимость от пищевых производителей. До сих пор подобные рецепты и стиль питания — большая часть пищевой культуры.

Да, было такое — и протестные шествия, и грозные недвусмысленные лозунги, и публичное втаптывание передников в грязь. Но утверждение, что феминистки были противницами домашней еды — это историческая неточность.

Как совмещаются феминизм и готовка и какие полезные тренды феминизм принес в кулинарию, читайте в статье Евгении Кобыляцкой в ноябрьском номере «Психологии эффективной жизни». Подпишитесь — это бесплатно — и журнал придет вам на почту 31 октября.