Не так давно мы говорили о трех трендах в коммуникациях, которые проявились в последние годы на глобальном уровне. Но теперь поговорим о том, как это работает в России. Так вышло, что у меня были и есть клиенты, которые как раз с этими направлениями работали еще на заре их появления. И вот примеры того, как можно использовать тренды в продвижении собственных бизнес-концепций.
Минимализм: Мега и MEGACARD
Одним из появлений минимализма в моде стал тренд нормкор (normcore). Поколение миллениалов изменило отношение к одежде, а вместе с ним и отношение к процессу покупок. Использование обычных вещей, независимость от трендов, единичные точечные покупки того, что действительно нравится, а главное заменяет вещи, вышедшие из строя, потому что каждая вещь в гардеробе должна служить годами. Никаких массовых закупок на распродажах. Лучшее — то, что несет воспоминания, удобно, комфортно.
Мега, казалось бы самый несовместимый с этим трендом бренд мегамоллов, решила сыграть на этом течении при продвижении своего продукта Megacard. PR кампания была построена вокруг плюсов, которые дает карта тем, кто следует политики бережливой моды. Оповещение об распродажах, специальные акции, cashback при покупках в магазинах в Мега. Плюс сайт с возможностью подобрать вещи до посещения магазинов, чтобы быть уверенным, что время не пройдет зря и лишние незапланированные покупки владельцу карты не грозят.
Замедление стиля жизни: Mahash
Бренд Mahash был с самого начала построен на концепции «островок тишины и покоя в центре мегаполиса». SPA-салон, работающий на органической косметике и с методиками, основанными на аюрведе, медитации, восточных техниках массажа. Вся бизнес-модель изначально была нацелена на людей, предпочитающих максимально безопасную косметику, заботящиеся о внутренней гармонии, интересующиеся йогой, правильным питанием, увлекающихся созерцательными практиками.
Сайт и все материалы, созданные для прессы и для клиентов, содержали послание о необходимости тишины и гармонии в жизни, о том, что тело может стать проводником к этому состоянию удовлетворения. Массаж, уходы, даже домашние ритуалы, как и правильное питание, чтение духовной литературы — все это было объединено в единую систему, которая не только позволила развивать отношение с клиентами, но и помогала находить партнеров. Из концептуального салона AVEDA Mahash вырос до независимых SPA со своей концепцией, включая один за рубежом, и собственной марки косметики, а AVEDA стала лишь одним из брендов, используемых специалистами в Mahash, наряду с несколькими другими.
Последняя концепция, продвигаемая Mahash, «Mindfulness» — осознанность по жизни.
Ответственное потребление: AVEDA
Это первый 100% органический глобальный бренд, с которым я столкнулась в практике. Он как раз выходил на российский рынок, я отвечала за адаптацию всех стартовых материалов — от книги для мастеров и каталога до клиентского каталога. Пресс-материалы также создавала я. И сейчас я пишу об этом не потому, что хочу продвинуть свои услуги, а потому что слова и понятия, которые мне приходилось изобретать отсутствовали в русском языке, не говоря уже о русском рынке.
То, что сейчас переводится как «ответственное», на самом деле значит «осознанное». Это сложившийся в англоязычной среде термин, который включает в себя не только ответственность за свои действия как покупателя и потребителя, но и знания о том, что происходит, когда в продажу попадают продукты, содержащие те или иные ингредиенты, когда происходит пересыщение рынка, когда фабрики не соблюдают требования по экобезопасности, когда на животных проводят эксперименты и т.д.
Ответственное потребление — то, что стало концептуальной базой всех коммуникационных потоков вокруг AVEDA. Это не только органический состав косметики, но все технологические процессы, включая энергообеспечение фабрик и контроль выброса газов во время переработки продуктов, партнерство с коммунами, собирающими или производящими сырье для продукции традиционными методами, ручной труд, упаковка, включая пластик, которая может быть переработана, воссоздана из вторсырья — все функционирует, исходя из концепции ответственного отношения к миру вокруг, к обществу и к природе. И это не просто часть политики продвижения, а фундамент ее. Это то, что стало частью бренда и обосновывает его цену в глазах поклонников, хотя исконно это косметика, родившаяся из индо-американского эксперимента по скрещиванию моды на натуральную косметику и духовные практики с практической аюрведой в 1978 году.
Стоит ли говорить, что до сих пор для большинства российских потребителей такие тонкости не более, чем «фишка» маркетолога. Масс-маркет только подбирается к концепции безопасной для экологии косметики, но на уровень ответственности перешел только скромный процент премиум-сегмента. При этом искренняя позиция здесь конкурирует с модой, то есть с тем самым трендом, о котором мы сейчас говорим, которому следовать сейчас похвально.
Сейчас AVEDA — тот бренд, у которого есть армия фанатов как среди потребителей, так и среди профессионалов в индустрии красоты. Можно сказать, это эталон успешного маркетинга в сфере ответственного потребления.
___________________
Если у вас возникли вопросы, то получить консультацию автора статьи Ольги Захаровой (Kaetano), креативного директора AdLife Studio, можно в официальном порядке через портал AdLife Market или в свернутом формате, зато совершенно бесплатно, в мессенджере Telegram: https://t.me/olgakaetano.
Вы также можете подписаться на мой канал «Public Related» в Telegram: https://t.me/publicrelated
Если вы хотите самостоятельно заниматься продвижением своих или клиентских брендов, продуктов и услуг, контролировать работу нанятых агентств, сотрудников и фрилансеров, то этот канал создан для вас. Он о брендинге и рекламе; о новостях, событиях и трендах в области PR, digital, SMM, дизайна. А также о копирайтинге, иногда о сайтостроении и SEO. В целом, о том, как функционирует “фабрика” маркетинговых и PR услуг, какие сбои случаются, в какие суммы они обходятся и как эффективно подойти к любому процессу.