Колобок, после того, как его испекла старуха, лежал на окошке. Лежать ему надоело, он решил покатиться по дорожке. Ему встретились заяц, волк, медведь, лиса. Со всеми колобок вступал в разговор, рассказывая о себе всё. Хитрая лиса лестью заманила его себе на нос и съела глупого колобка.
После прочтения сказки пусть дети её перескажут. Пересказ сказки укажет на важные для ребёнка моменты в конкретном сказочном сюжете.
Кто виноват в печальном конце колобка?
Ответ ребёнка, как правило, будет относиться к одному из четырёх вариантов:
Доморальный уровень
Колобок не виноват, он просто вышел погулять. Виновата лиса, она заманила колобка на свой нос.
Данный ответ свидетельствует об отсутствии понимания связи между причиной и следствием: пошёл гулять без разрешения, столкнулся с опасностью, которую не смог оценить.
Что делать? Следует поговорить с ребёнком об опасности спонтанных желаний.
Моральный уровень
Колобок не виноват, он был вежлив со всеми встречными, он откликнулся на просьбу лисы. Виновата лиса, она проявила коварство.
Простые правила поведения не позволяют выработать ориентировку в неоднозначной ситуации: ласково разговаривают, а на самом деле хотят съесть.
Что делать? Нужно подводить ребёнка к умению оценивать ситуации по критерию опасности для жизни.
Псевдоморальный уровень
Виновата старуха, нужно было лучше следить за колобком.
Ребёнок не фиксируется на главном: опасная ситуация. Ему важнее отвести от себя вину, чем объективно оценить ситуацию.
Что делать? Следует дать понять ребенку, что не стоит искать оправдания, лучше следовать правилам.
Нравственный уровень
Колобок виноват. Его любопытство и отсутствие осторожности привели к печальному концу.
Ребёнок понимает следствие неосторожного любопытства. Может оценить ситуацию.
Что делать? Следует продолжить разговор об ответственности за свою жизнь.
Педагогический совет.
Предложите ребенку нарисовать счастливый конец сказки.