Страсбург. Шестнадцатый век. точнее - 1518 год.
В этом году начали широко распространяться идеи реформации Лютера. В воздухе запахло революционными переменами.
Эпохи радикальных перемен часто приносят с собой невиданные ранее феномены. В эти времена появляются великие поэты и самые жестокие насильники. Кажется, человеческое сознание, психика меняется столь радикально, что возможны труднообъяснимые явления, которые трудно понять разумом.
В хрониках Страсбурга вы видим запись о том, что некая госпожа Троффеа жарким июльским днем вышла на улицу в людное место и начала танцевать.
Все бы ничего, да только настал вечер, потом ночь, а она и не думала останавливаться и совершенно не реагировала сначала на насмешливые, потом на недоуменные возгласы прохожих.
Продолжала она свой танец и на следующий день.
Это не был радостный танец. Лицо танцовщицы не выражало ничего.
Троффея танцевала без остановки четыре или шесть дней, пока не упала обессилев совсем и не умерла.
Почему четыре или шесть дней? Почему столь неясно когда упала Троффея?
Да потому что к тому времени она уже танцевала не одна. За несколько дней к этому странному "флэшмобу" присоединилось по крайней мере еще человек тридцать. А в течение месяца уже около четырехсот человек в основном женщин вступили в к этот безумный танцевальный марафон.
Такие нагрузки выдерживали не все. Много людей погибло от инсультов и разрывов сердца. Читая документы - а их не мало и они независимы, мы узнаем, что в отдельные дни от этой танцевальной чумы умирало до пятнадцати человек!
Настало время вмешаться властям, пятнадцать смертей в день в мирном средневековом городе, в котором, вроде бы нет никакой холеры - это не шутки.
То ли от того, что назревали реформы в церкви, то ли от чего другого, но главное слово в поисках решения проблемы досталось врачам.
Надо сказать, что и сейчас человеческое поведение, психика и и все психическое не до конца изучены, а уж в средневековье-то врачи и тем более совсем не досконально, мягко говоря, разбирались в этих вопросах.
Недостаток знаний они замещали то мистическим опытом, то совершенно нелепыми с точки зрения сегодняшнего дня псевдомедицинскими выводами.
В этом случае они заявили, что у людей перегрелась кровь в мозгах, и лучшим выходом из ситуации будет дать им вдоволь натанцеваться - "сбросить стресс".
Городские старшины постановили всячески поддержать эту "дискотеку", нанять музыкантов за городской счет, и пусть люди танцуют сколько им влезет. В городе соорудили специальные танцевальные залы и сцены.
Однако, ни к чему хорошему это не привело. Танцующих только становилось больше, и смертей тоже больше.
И тогда всем стало ясно, что скорее всего тут не обошлось без темных сил. Музыкантов прогнали, а заболевших стали понемногу препровождать в часовню Святого Витта - покровителя всех танцующих. Заодно под запрет попали любые увеселения, азартные игры и даже проституткам досталось (что-то это мне напоминает).
Несколько недель продолжалось это безумие и, наконец, сошло на нет. причем почти так же внезапно как началось, оставив после себя около четырехсот погибших. Помогли ли в данном случае религиозные обряды или прекращению способствовали другие факторы?
Джон Уоллер, профессор Мичиганского университета. автор книги "Время танцевать, время умирать" считает, что версия отравления спорыньей, на которую списываются подобные массовые истерии не может полностью объяснить этот феномен. Ведь танцующие люди никак не конвульсировали как это бывает при отравлении спорыньей, а именно ТАНЦЕВАЛИ, танцевали вполне осознанно, при этом совершенно не желая танцевать, испытывая ужас.
Уоллер исследует условия - политические, экономические, бытовые. Я выше говорил, что это была эпоха реформ - весьма болезненных для многих. Рушились ментальные устои многовековые т, казалось бы, незыблемые. Прибавите к этому голод, эпидемии привычных уже болезней, природные стихийные бедствия, одно за другим приходившие в эти места, политический и религиозный гнет, тяжелые условия труда и т.п. - весьма благодатная почва для возникновения подобных массовых психозов.
В общем то, народ пребывал в состоянии постоянного стресса, близкого к истерии. Страхи и тревоги занимали большое место в сознании средневекового жителя.
Одной из таких фобий была боязнь вызвать проклятие Святого Витта.
В средневековой Европе считалось, что танцуя перед статуей этого святого в определенные дни, можно обрести здоровье. Но и навлечь на себя его проклятье тоже можно. Тогда проклятый будет плясать пляску Святого Витта, человек в безумии танцует пока не умрет.
Пляска Святого Витта - это вполне изученное нынче заболевание - Хорея, симптомы которой - беспорядочные, отрывистые, нерегулярные движения, которые более или мене похожи на нормальные мимическими движения и жесты, но отличные по амплитуде и интенсивности, более вычурные и гротескные, "ломающиеся".
Выглядит это страшновато, впечатлительным лучше не смотреть
Но хорея заболевание не массовое, и все танцующие в Страсбурге не могли ей одновременно заболеть.
Скорее всего, в сочетании множество психогенных факторов кроется тайна танцевальной чумы.
Кстати, подобных явлений известно не так уж мало в истории. Последнее массовое временное помешательство случилось в Танзании в шестидесятых годах прошлого века. Об этом читайте отдельный материал, здесь, на моем канале Дзен.
Спасибо, что читаете меня на Дзене и смотрите на ютуб мой канал . Пожалуйста подписывайтесь и ставьте лайк, если вам нравятся мои статьи и видео. Это стимулирует автора на создание новых интересных публикаций.
Роман Посторонний)