Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения
архиепископ Аверкий (Таушев)
источник: http://bogoslov-kubansobor.ru/voprosy-i-otvety-averkij.php
Задача истинной Христовой Церкви в этом мiре — спасение душ в жизнь вечную. Никаких других целей и задач истинная Церковь себе не ставит да и ставить не может, оставаясь Церковью. Всё, что способствует так или иначе этой задаче — спасению душ — Церковь приветствует, благословляет и поддерживает своим авторитетом. Но всё то, что каким бы то ни было образом противится этой задаче, Церковь порицает и осуждает. Против танцев Церковь выступает постольку, поскольку танцы наносят ущерб нравственности. Всякий, кто нарушает заповеди Божии, тем самым губит свою душу. Среди этих заповедей имеется весьма важная 7-ая заповедь, которая запрещает грехи против нравственности: «не прелюбы сотвори». Эта заповедь обязательна не для одних монахов, но и для мiрян, желающих быть истинными христианами и спасти свою душу.
Нельзя думать, как, к сожалению, теперь многие думают, что нравственная жизнь требуется только от монахов, отказывающихся от брака, а что мiряне могут жить в нравственной распущенности, как им заблагорассудится. Хотя истинное христианство, как это ясно видно из Евангелия (Мате. 19, 3-12) и из Посланий Апостольских (1 Кор. 7 глава), всегда ставило и ставит девственную жизнь выше супружества, оно, однако, не запрещает супружескую жизнь, цель которой — благословенное рождение и христианское воспитание детей, как будущих граждан Царства Небесного. Разрешается, надо это помнить, именно брак, законный брак, заключенный с благословения Церкви — всякий же другой вид плотского сожития в двух основных его видах блуда и прелюбодеяния христианская Церковь всегда рассматривала, как тяжкий грех, ставя его наравне с убийством и отречением от веры и не напрасно, ибо этого рода грехи часто влекут за собой и то и другое — и убийство и отречение от веры, как показывает опыт самой жизни. Поэтому нисколько не удивительно, что всё то, что способствует вовлечению в эти грехи, Церковь порицает и подвергает осуждению.
С этой точки зрения и надо смотреть на танцы. Если танцы таковы, что представляют собою опасность для нравственности, Церковь не может их не осуждать.
Имея это ввиду, 51-ое правило Шестого Вселенского Собора «совершенно возбраняет быти смехотворцам... и плясания на позорищи (то-есть в театре) » , а 62-ое правило того же Шестого Собора запрещает «всенародные женские плясания, великий вред и пагубу наносити могущие», под страхом «отлучения от общения церковного».
Многие великие Отцы Церкви, каков, напр., св. Иоанн Златоуст, решительно выступали против зрелищ и общественных увеселений, причинявших вред нравственности. Для каждого истинного христианина такого рода женские пляски уже потому должны быть неприятны, что они невольно напоминают ему о пляске дочери Иродиады, жертвой коей сделался «величайший из рождённых женами» — Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Об этом и говорит как раз в своём толковании на Евангелие от Матфея св. Златоуст, где повествуется об усекновении главы св. Иоанна.
«Чему дивиться», говорит он: «если так случилось с Иродом, когда и ныне при высоте любомудрия (то-есть: при широком распространении в мiре христианской веры и благочестия), много таких изнеженных юношей, которые за пляску отдают свои души? Предавшись в плен удовольствиям, они, подобно безсловесным животным, ведутся, куда влечёт их волк... Подлинно, где пляска, там и диавол. Не для того Бог дал нам ноги, чтобы безчинствовать, но для того, чтобы ходить чинно; не для того, чтобы прыгать..., но для того, чтобы ликовать с ангелами. Так и пляшут бесы, так оболыцают служители бесов, И ныне ведь бывают подобные пиршества, и если не умерщвляется Иоанн, то умерщвляются члены Христовы... Пляшущие ныне не главу просят на блюде, но душу пирующих с ними... Не говори мне, что ты, когда, разгорячась – вином и упившись, смотришь на пляску и слушаешь безстыдные речи женщины, ничего к ней не чувствуешь и не влечёшься к разврату, одолеваемый сладострастием. Напротив, ты терпишь ужасный вред, потому что члены Христовы делаешь членами блудницы. Если и нет перед тобой Иродиадиной дочери, то диавол, плясавший тогда в ней, и ныне управляет пляшущими, н ныне, похищая души пирующих, увлекает их в плен» (Творения т. 7 стр. 499-503).
Подобно св. Златоусту и наши Российские архипастыри, а в числе их особенно св. Тихон Задонский, решительно выступали против всяких таких увеселений и развлечений, носивших безнравственный характер.
А разве могут не претить здоровому нравственному чувству современные модные танцы, иногда просто поражающие своим безстыдством?
Пусть истинная христианская вера и здоровая нравственность упали теперь до самой крайней степени. Пусть разврат даже, в очах современного нравственно-распущенного общества, не является более чем-то предосудительным. Учение Церкви, основанной пришедшим на землю Спасителем мiра, остаётся всегда неизменным. Церковь истинная не может приспособляться к духу времени и потакать человеческим страстям. И если голосу Церкви не хотят внимать современные христиане, то тем хуже для них самих.
Не Церковь должна следовать за жизнью, а жизнь должна следовать за Церковью. Ибо не жизни принадлежит право суда над Церковью и её учением и установлениями, а Церкви предоставлено право суда над жизнью Самим её Божественным Основателем Господом нашим Иисусом Христом, Который сказал: «Аще кто Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь» (Матф. 18, 17) и служителям
Церкви вверил страшную власть — вязать и решить грехи людей (Мате. 18, 18).