Найти тему
Юридические тонкости

Что будет со льготами ветеранов труда в следующем году

Будущий 2019 год принесет много нового в систему социального обеспечения – связано это прежде всего с вступлением в силу закона о повышении пенсионного возраста.

Реформа настолько глобальна, что затронет не только пенсии, но и все связанные с ними льготы и выплаты.

При обсуждении законопроекта неоднократно возникал вопрос о том, что же будет со льготами, которые приурочены к назначению пенсии по старости.

Особенно актуальной эта проблема оказалась для ветеранов труда: ведь все льготы предоставляются им только при назначении пенсии по старости.

К счастью, угроза отсрочки ветеранских льгот еще на пять лет вместе с пенсионным возрастом миновала: в регионах прислушались к рекомендации Президента сохранить все льготы на прежнем возрастном уровне и пересмотрели свое социальное законодательство в этой части.

Теперь льготы ветеранам труда должны будут предоставлять не после назначения пенсии по старости, а по достижении предпенсионного возраста (60 лет – мужчинам, 55 лет – женщинам). Иными словами, повышение пенсионного возраста не скажется негативно на ветеранских льготах.

Но все ли вопросы этим решением исчерпаны? К сожалению, нет. Так и не снята главная проблема, которая вот уже несколько лет тревожит ветеранов труда, и есть основания полагать, что пенсионная реформа ее еще более усложнит.

Имеется в виду т.н. критерий нуждаемости, в зависимости от которого (наряду с пенсионным возрастом) также находятся льготы большинства ветеранов труда.

Напомню, что все льготы для ветеранов труда сейчас вводятся и финансируются исключительно на уровне регионов. Федеральный законодатель задает лишь общие рамки правового регулирования ветеранского статуса.

И в 2016 году вступил в силу федеральный закон, который позволил регионам использовать критерий нуждаемости при установлении мер социальной поддержки своим гражданам.

Порядок определения этого критерия пока еще не утвержден и остается лишь в виде проекта Минтруда. Но тем не менее большинство регионов уже перешли на новый принцип социального обеспечения: льготы предоставляются лишь нуждающимся, у кого ежемесячный доход не выше определенного минимума.

Например, в Ленинградской области с этого года установлен порог нуждаемости в сумме 20 790 рублей. Выплата ЕДВ приостанавливается тем ветеранам труда, у которых доход превышает эту цифру хотя бы на копейку.

Как связана пенсионная реформа и критерий нуждаемости для ветеранов труда? Вся суть – в повышении пенсионных выплат, которое запланировано новым законом уже со следующего года.

Так, с 2019 года пенсии по старости будут проиндексированы на 7,05%, в 2020 году – на 6,6% и т.д. (подробнее я об этом писала здесь).

При этом порог нуждаемости не повышается теми же темпами, хотя именно пенсия является основным доходом, который в нем учитывается. К чему это в итоге приводит?

Последняя индексация страховых пенсий, которая прошла в этом году (на 3,7%), уже сказалась во многих регионах на резком сокращении числа ветеранов-льготников.

Например, в Самарской области льгот сразу лишились порядка 10 тысяч человек: порог доходов был 19 500 рублей, а после индексации многие неработающие ветераны труда его перешагнули.

В итоге правительству региона пришлось в срочном порядке пересмотреть сумму предельного дохода и проиндексировать ее на тот же коэффициент (3,7%).

В следующем 2019 году пенсии неработающим пенсионерам повысятся еще больше (на 7,05%). Однако индексация критерия нуждаемости во многих регионах либо вовсе не запланирована, либо запланирована, но в меньшем размере.

К примеру, в Нижегородской области на ближайшие два года утвержден 4%-ный коэффициент индексации предельного дохода для получения льгот (21 632 рубля в 2019 году и 22 497 рублей в 2020 году). Как видно, это намного ниже коэффициента индексации пенсий на тот же период.

Очевидно, что порядок применения критерия нуждаемости для ветеранов труда нуждается в доработке. В противном случае уже в следующем году без льгот останется еще больше ветеранов труда.

© Сивакова И. В., 2018 г.