Часто родители говорят: «Мой ребёнок - лидер, поэтому у него конфликты». «В этом классе все дети лидеры, поэтому столько ссор!» - фраза, которую я нередко слышу в школе.
Такие заявления со стороны родителей и педагогов удивляют. Они исходят из ложного представления о лидерстве.
Лидер тот, кто хочет быть первым и главным? Кто изо всех сил стремится захватить и удержать первенство? Неужели всерьёз можно считать лидером ребёнка, который во чтобы то ни стало стремится занять первое место в строю, когда группа детского сада идёт на музыкальное занятие или когда класс идёт в библиотеку? Неужели, стоит считать лидером подростка, рассорившегося с половиной класса из-за того, что сверстники не согласились поддержать его замечательную идею?
Дети не знают, а взрослые забывают (или тоже не знают?), что лидерство - это «способность оказывать влияние на отдельные личности и группы». Именно так звучит определение лидерства.
Лидер тот, кто благодаря наличию личностных качеств и навыков, априори оказывает влияние на других: он предложил и его поддержали, он позвал и за ним пошли, он высказал мнение и с ним согласились. Ему абсолютно не нужно скандалить, плести интриги для того, чтобы другие приняли его точку зрения или поддержали его идею.
В этом контексте, высокая конфликтность как раз не показатель наличия лидерских способностей, а показатель их отсутствия. Амбиции есть, а навыка убеждения нет. Желание быть первым выше крыши, а авторитета в группе недостаточно. А если продолжать ссориться, обижаться, сплетничать, то авторитета больше не станет.
Исследуя понятие лидерства идём дальше. «Лидер тот, кто может объединить группу и направить её усилия на достижение целей организации». Заметьте, речь идёт не о достижении личных целей и амбиций, а о достижении целей группы в целом и всех или, как минимум, большинства её участников в частности.
А какие цели преследуют наши юные «лидеры»? Всегда ли они с пеной у рта защищают цели и ценности группы или чаще свои личные? Ведь если то, что человек предлагает, соответствует интересам и потребностям других, тогда достаточно это показать. В этом случае проблема будет решена без скандала, обид и слёз. Лидер как раз тот, кто может это делать. Не можешь? Учись! А вот когда научишься, тогда и станешь лидером и бороться за это звание не будет необходимости — само придёт.
Хочу привести пример настоящего лидерства.
На прежней работе я проводила тренинги для будущих приёмных родителей. По результатам тренинга мы писали заключения о том, кому можно доверять детей, а кому не стоит. Однажды в тренинговой группе встретились два "лидера". Оба в реальной жизни были руководителями. Один был начальником то ли цеха, то ли отдела, в подчинении у него было человек 50-70. Другой - генеральным директором одного из заводов нашей области. О должности второго знала только я, а о должности первого знала вся группа. Как думаете, откуда? Правильно, из уст самого участника, который неоднократно говорил о своей должности, видимо в качестве аргумента - "слушайте меня".
На тренинге группе из 10-12 человек нужно было принять совместное решение. Первый из руководителей спорил с участниками, пытался командовать, а с ним никто не соглашался и он по-детски обижался. Второй говорил мало, спокойно и уважительно, поддерживал тех, кому «затыкали рот» и тех, кто сам стеснялся высказывать своё мнение. Но именно его предложения принимались и без него группа просто не смогла бы прийти к общему решению.
Не знаю, считал ли этот мужчина себя лидером этой конкретной группы и лидером вообще, не знаю и ответа на вопрос - считала ли группа его своим лидером, но наблюдая со стороны, у меня сомнений не было. Причём он не был «серым кардиналом» решающим свои личные цели за счёт манипуляций другими. Умение управлять групповым процессом было у этого мужчины на высшем уровне. Даже для меня это был мастер-класс по лидерству. Очень рада, что такие люди управляют хотя бы некоторыми нашими предприятиями. Хочется чтобы таки люди руководили городами, областями и т.д.
Пишу статью для того, что бы мы, родители и учителя, посмотрели на проблему с новой для себя стороны. Ведь когда мы рассуждаем в контексте «Они оба лидера и поэтому у них война!» - мы лишаем детей возможности выйти из конфликта. Подобными фразами мы формируем в детских душах образ «лидера», который больше напоминает образ самозванца, пытающегося захватить трон.
Называя своевольного, капризного, желающего всем и всеми командовать ребёнка лидером, мы делаем ему и себе медвежью услугу.
"Характеристика «лидер» приятна, престижна и раз я ей соответствую, значит нет необходимости что-то в себе менять" - такой вывод закономерно делает ребёнок или подросток. Мальчик или девочка продолжает держаться выбранного направления в поведении. Часто это означает - ещё ожесточённее спорить, ещё твёрже держаться своей и только своей линии, не считаясь с мнениями, интересами и потребностями других.
Давайте будем называть вещи своими именами. Такой ребёнок амбициозен и у него не сформированы навыки эффективного общения. Он не умеет убеждать, вести дискуссию и переговоры. Он считает нужным ориентироваться только на свои интересы и потребности, а чувства, интересы, потребности других ему мало интересны или ему на них вообще плевать с высокой колокольни. И это не имеет отношения к истинному лидерству.
Понимая это, мы можем адекватно сформулировать задачи для себя. Чему я, как любящий родитель или мудрый педагог, должен научить такого ребёнка или подростка? Как мне ему показать в чём суть лидерства?
Светлана Цуркан
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, мне будет приятно.
Подписывайтесь на мой канал и группу ВКонтакте, чтобы получать больше интересной информации.