Готовы ли вы совершить большой скачок? Скачок в неизвестность? Не знаю, как вам, а когда мне говорят что-то подобное, я всегда испытываю два чувства. С одной стороны, возбуждение, потому что предвкушаю большую авантюру. А с другой стороны, мне страшно. Такие вещи вызывают нервную дрожь и холодок по спине.
Именно в таком двойственном состоянии я очутилась в 2008 году, когда решилась пуститься в одну такую большую авантюру. Почему получилось так, что в борьбе страха с радостным возбуждением победило последнее?
Могу сказать, что мне очень повезло пройти в жизни отличную школу. У меня были великолепные преподаватели — мои родители.
Когда я была совсем маленькой девочкой, мне было приблизительно 2,5 — 3 годика, мне повезло встретить на своем пути великолепную пару, Мари-Терез и Мишель, которые стали моими приемными родителями. Когда они решили взять меня, их эпопея только начиналась. Позже окажется, что они спасли, усыновили и воспитали около 20 детей со всего мира.
Всякий раз, когда мои родители находили ребенка, который был в невероятно сложной ситуации, делавшей из него «непригодного для усыновления», сердце у них разрывалось, и они говорили себе всякий раз: «Мы же не можем вот так его бросить? Мы его забираем!»
И так потихоньку семья всё увеличивалась.
Это меня всегда изумляло в них, в Мари-Терез и Мишель — они не задавали себе 1000 вопросов, прежде чем начать действовать. Они определяли, что спасти какого-то нового ребенка нужно было срочно, и тотчас забирали его. Однако это было не так просто, в этом всегда был большой риск.
Мои родители были совсем простыми людьми с севера Франции. Они не были богатыми. И каждый новый маленький рот, который предстояло кормить дальше, был настоящим вызовом — всякий раз. Но они упорно продолжали раздвигать границы своих возможностей. Это были люди, которые регулярно «прыгали в пустоту», даже не отдавая себе в этом отчета. Они брали это на себя просто из любви.
Конечно, можно сказать себе, что это неразумно. И вся правда здесь: только за границами разумного может произойти чудо.
Кати
Однажды в доме появилась маленькая девочка, моя сестричка Кати, которой едва ли исполнилось 5 лет. Когда она пришла к нам, она была сама агрессия. В течение всего своего коротенького детства она подвергалась жестокому обращению со стороны своих биологических родителей.
Они регулярно впадали в страшный гнев, потому что, когда они окликали ее, она не отвечала. Это не удивительно, потому что Кати родилась глухой. Единственный язык, который знала Кати, это язык жестокости. Когда вы приближались к Кати, она хватала вас за волосы, кусала, царапала. И в течение многих месяцев на каждый такой агрессивный выпад моя мама отвечала лаской. И день за днем, неделя за неделей, потихоньку стала проявляться другая, настоящая природа Кати — нежность!
Гастон
Несколько месяцев спустя пришла очередь Гастона. Мой братик приехал к нам прямо из Камеруна. Ему было 6-7 лет. Когда он был совсем маленьким, он упал в огонь. И теперь он выглядел пугающе, потому что тогда полностью потерял своё лицо. Когда люди встречали его на улице, они переходили на другую сторону. Или кричали ему: «Сними свою дурацкую маску!» Но это был всего лишь маленький мальчик!
Когда он появился дома, Кати увидела его издалека и показала нам жестами, что не хочет к нему приближаться, потому что он был страшный. Само собой, никто её и не заставлял. Но Кати начала наблюдать за ним издалека, так прошло много дней. Она была глухой, и это она первая заметила, что Гастон был почти полностью слепым! В огне тогда он потерял один глаз, а второй видел всего несколько десятых. Она стала постепенно приближаться к Гастону. Потом она взяла его за руку в первый раз... И она повела его за собой, чтобы показать ему весь дом! И между Гастоном и Кати зародилась большая любовь, огромная нежность как между братом и сестрой.
Недружелюбное окружение
И таких маленьких событий в нашей повседневной домашней жизни было много.
Такого рода «приключения» совсем непростые для семьи, часто они создают проблемы с окружением, с соседями. Всегда найдется желающий покритиковать. Моих родителей критиковали очень много, осуждали, считали сумасшедшими, не от мира сего. Для тех, кто пытается раздвигать границы и делать что-то необычное, не вписывающееся в понятие нормы, осуждение окружающих может быть очень жестоким.
Однако всё это стоит труда!
Знаете, есть такая фраза у Святого Августина: «Мера любви — это любить без меры». Я думаю, что это применимо к тому, что переживали мои родители.
Большой прыжок
В 2008 году все эти ценности собрались в моем сердце и душе, и в этот момент я решила сделать свой большой прыжок. Я журналистка, я обожаю свою работу. Когда однажды все эти воспоминания собрались в моей памяти, я поняла, что люди, как мои родители — современные герои любви. О них никто не говорит, они в тени. Из скромности они никогда специально не сделали ничего, чтобы прославиться. Я сказала себе, что таких людей вокруг нас много, и пришло время о них рассказывать. И сказала себе, что сейчас хочу заниматься именно этим.
И я сделала свой прыжок! Я покинула мир традиционных масс-медиа, обычные передачи, которые вела, чтобы создать совершенно новое дело. Это абсолютно филантропический проект. Он называется «Проект Представь» или «Скромные герои». Я встречаюсь с этими мужчинами и женщинами, которые смело делают шаг навстречу неизвестному, и верят в свое дело. Они обнаруживают рядом с собой какую-то социальную проблему, которая их очень тронула или возмутила до такой степени, что они были вынуждены закатать рукава и взяться за её решение.
И делать всякий раз новый портрет одного из них — большая привилегия. Потому что начинаешь отдавать себе отчет в том, что всё возможно. Именно это они нам и хотят сказать своими действиями. Всё возможно! Решение не придёт ни свыше, ни от политиков. Всё в наших руках! Если сегодня каждый из нас решит действовать, мир изменится.
Часто эти герои и героини делают что-то своими малыми средствами. В этом они похожи на каждого из нас. У них тоже нет ни кошелька Билла Гейтса, ни мозга Эйнштейна, но у них есть решимость что-то изменить и дух завоевателя. И в этом их богатство. И они в самом деле расширяют границы возможного. Это необыкновенный источник для вдохновения!
Но в 2008 году мне было страшно. И это нормально. Я не наивна, я знаю, что жизнь — не простая штука, что успеху всегда предшествует битва. И я прошла через очень сложный период в полтора года. У меня не было ни работы, ни денег, в какой-то момент я совершенно не представляла, чем заплатить за квартиру. Но было что-то во мне, что не обрушилось. Что-то в моем сердце оставалось бдительным, всё время на чеку. Я чего-то жала, ждала чуда. Потому что в нашей семье, вы уже поняли, мы привыкли к чуду.
Семейный ангел
И одно из самых прекрасных чудес, которое нам повезло прожить, это появление нашего младшего братика Пьера-Венсана.
Однажды мои родители услышали о маленьком мальчике 2,5 лет. Он был в доме малютки в Туре. Проблема и срочность заключалась в том, что социальные учреждения, как тот дом малютки, могут заниматься только совсем маленькими детьми, дальше их надо куда-то передавать. И Пьер-Венсан подошел к верхнему возрастному порогу.
Социальные службы не нашли ничего другого, кроме как предусмотреть его перевод в психиатрическое учреждение, хотя этот маленький мальчик был абсолютно душевно здоров. Почему социальные службы не знали, что делать с этим маленьким мальчиком? От Пьера-Венсена отказались родители сразу после рождения, потому что он родился без рук и ног.
Мои родители поехали в Тур, чтобы его навестить. Чтобы не испугать мальчика, они надели белые халаты, потому что в своей жизни он ещё не видел никаких других людей, кроме персонала дома малютки. И они буквально влюбились в него! Но, конечно, они не сумасшедшие — разве что совсем немножко! — и прекрасно осознавали, какую огромную ответственность на себя берут. Тем более, что дома уже было около дюжины малолетних детей.
Когда они вернулись домой из Тура, в первый и единственный раз в нашей истории они собрали нас всех в маленькой гостиной нашего тогда ещё маленького дома и всё нам рассказали. Они сказали, что у этого маленького мальчика нет ни рук, ни ног. «Мы хотим спросить у вас разрешения взять его к нам. Потому что тогда нам всем придётся быть очень внимательными к его малейшим нуждам. И мы будем нуждаться в вашей помощи. Мы оставим вам день на размышления, а сегодня вечером вы нам скажете, что вы решили».
О, я очень хорошо помню, что мы сделали дальше. С моей сестрой Элен, которая родом из Бангалора (в её досье было написано «слишком темнокожая», поэтому она «не подлежала усыновлению» — не знаю, осмелился бы кто-нибудь написать такое чёрным по белому сегодня, но, тем не менее, это ее случай) и сестрой Виржини из Кореи мы поднялись в свою комнату, взяли одну из наших любимых кукол и оторвали ей руки и ноги, чтобы посмотреть, в чем, собственно, заключается проблема.
Знаете, дети всегда хотят знать все конкретно! И рассматривая эту куклу, мы поняли, что это всё равно тот же маленький мальчик. Мы так и не смогли понять, в чем же проблема с отсутствием рук и ног.
И тем вечером, когда мы снова собрались в своей маленькой гостиной, это было единодушное согласие. Конечно! Мы его возьмём к себе!
И мы почувствовали, что в этот момент произошло что-то необычное. Потому что мои родители плакали, а мы видели их слёзы далеко не каждый день. Мы поняли, что это был очень важный момент.
Потом понадобилось подождать несколько месяцев, пока будет готово досье на усыновление. И вот они, наконец, поехали в Тур за Пьером-Венсаном. А мы все ждали их дома и дрожали от нетерпения. От севера Франции до Тура путь неблизкий, и невозможно было точно посчитать, в котором часу они вернутся. Атмосфера быта такая, словно мы на Рождество ждали появления Иисуса в яслях под ёлкой. И вот они приехали! Мои родители, такие красивые, стройные, высокие. Мама с Пьером-Венсаном на руках. Хоть ему и было 2,5 года, но из-за того, что ни рук, ни ног у него не было, можно было подумать, что это 6-месячный младенец — таким он казался маленьким.
И мы все растаяли перед его улыбкой! Потому что Пьер-Венсан — это сама радость жизни! И хоть мы и прожили под этой крышей уже много великолепных моментов, с Пьером-Венсаном мы словно перешли на другой уровень. Он нас сплотил, он скрепил нашу семью, словно цементом. Потому что он дал нам шанс стать его руками и ногами.
А сегодня Пьер-Венсан — это единственный спортсмен высокого уровня в семье. Он был трижды чемпионом Франции по стрельбе из карабина, его команда — чемпион Европы по футболу на инвалидной коляске, он профессионально занимается плаванием.
Я же вам говорю, что всё возможно!
Место для чуда
Эйнштейн говорил, что есть два способа жить: как если бы всё было чудом, и как если бы чуда не было ни в чем. Но он забыл уточнить, что для того, чтобы иметь возможность пережить чудо, чтобы у чуда было свое место в вашей жизни, нужно заплатить за это свою цену. Нужно осмелиться взять на себя риск, поставить себя в опасную ситуацию. Потому что комфорт и чудо — не сочетаются. Да, это страшно. Но это того стоит.
Поэтому если вы хотите прожить интенсивную жизнь, наполненную чудесами, осмеливайтесь сделать свой большой прыжок. Но не прыгайте в неизвестность. Прыгайте сразу в любовь.
Еще больше потрясающих историй на портале «Психология эффективной жизни».
А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных женщин!