Приветствую на канале!
В конце «нулевых», а именно после конфликта с Грузией, в Минобороны поняли, что БТР-80 постепенно устаревает, в частности его вооружение. В частности, установленный КПВТ калибра 14,5мм и его прицельный комплекс не позволяли эффективно действовать в бою. Однако в те годы армия не имела столь высокое финансирование на создание новой бронемашины, поэтому было принято решение о глубокой модернизации пусть и устаревшего, зато проверенного временем 80го.
В ходе создания проекта машина получила столь высокие характеристики, по сравнению с предшественником, что ей присвоили отдельный индекс – БТР-82А. Модернизация заключалась в замене главного вооружения и повышении защищенности экипажа. Был создан унифицированный боевой модуль, состоящий в первую очередь из пушки 2А72. Второстепенный ПКТМ решили оставить и закрыли специальным кожухом. Калибр пушки 2А72 является 30мм – это позволяет эффективно противодействовать большинству легких бронемашин вероятного противника и выводить из строя, например, прицельные приспособления танков, в случае необходимости. Модуль имеет заметно увеличенные габариты и расположен гораздо выше предшественника – это позволяет машине действовать из-за укрытий в виде земных насыпей, что значительно повышает её защищенность. Существует информация, что в модуль, вместо 2А72, можно встроить и другие виды вооружения, даже иностранного производства.
Но чтобы управлять таким оружием необходим современный прицельный комплекс, для этого был установлен ТКН-4ГА-01 – прицел наводчика со стабилизацией. По оценкам специалистов Минобороны, это позволило повысить огневую мощь и эффективность стрельбы более чем в 2 раза. Прицел позволяет использовать машину не только в качестве бронетранспортера, но и как разведывательную машину. В Сирии такая тактика показала свою высокую эффективность.
Так же поработали и над защищенностью бронетранспортера. Внутри она обшита кевларом – материалом, который позволяет остановить осколки основной брони в случае пробития. Он является довольно легким, что крайне положительно сказалось на массе БТР. Кстати, предыдущая версия бронетранспортера была практически лишена противоминной защиты, а в 82ом над ней пришлось поработать – противотанковую мину, конечно, не выдержит, но, к примеру, СВУ – легко.
Говоря о подвижности, заметим увеличение мощности двигателя до 300 л.с., против 260 у предшественника. Это было вызвано необходимостью компенсировать возросший вес машины, а также улучшить её динамику. Полностью заменена система связи и можно предположить, о включении машины в единую систему управления тактического звена.
А теперь вернемся к главному вопросу: почему этот БТР так хорош для нашей армии? Основной причины нет, есть их совокупность. В первую очередь – это мобильность. Россия является страной, ландшафт которой вдоль и поперек пересечён реками, озёрами и другими преградами. Плюс к этому в командовании понимают, что в случае конфликта, будут уничтожены все подходящие мосты, железные дороги и трассы – поэтому нужен легкий, с возможностью преодоления водных преград, бронетранспортёр с хорошей огневой мощью и проходимостью – его западные коллеги лишены большинства подобных плюсов в угоду защищенности. По сути, БТР-82А является неким балансом между мобильностью и защищенностью. Плюс ко всему возможность производить его массово в не самых благоприятных финансовых условиях – за несколько лет его производства было создано около 1500 таких БТР.