Найти тему
Гараж Автоклассика

ГАЗ 64. Первый русский джип

Эту малоизвестную в наше время машину можно с уверенностью назвать самым первым советским джипом. Она сугубо милитарного назначения, была построена на узлах полноприводной «Эмки» ГАЗ-61. Главным отличием ГАЗ-64 от ГАЗ-61 был кузов очень упрощенной конструкции, не имевший ни крыши, ни дверей. От непогоды водителя защищал брезентовый тент, ну а двери… Как говориться – крепче за баранку держись, шофёр.

-2

Держаться за руль действительно надо было крепко, рулевое управление, усилителя не имело, руль вращать приходилось с гораздо бОльшим усилием, чем у «Волги», которая так же не отличается лёгкостью рулевого управления. Тормоза, сцепление, всё усилие от педали передавалось непосредственно на исполнительные механизмы, привод тормозов, кстати, был тросиковый, механический, а не гидравлический.

-3

К разработке этой машины конструкторы ГАЗа приступили в 1940 году, и менее чем через год уже были готовы первые опытные ходовые экземпляры.

-4

Испытания проводились во второй половине апреля 1941 года.

Машина позиционировалась в качестве командирского автомобиля, разведывательного, и даже тягача 45-мм пушки, с которой он преодолевал 25- сантиметровый слой снежного покрова.

-5

В целом, машина себя зарекомендовала сравнительно неплохо, но полный цикл испытаний не прошла, испытательную программу внезапно свернули, потребовав предоставить машины пред светлы очи руководства страны. Новинку осматривал Сталин и Ворошилов.

Военные остались недовольны этой разработкой, не в последнюю очередь из-за того, что побаивались её «сырости», ведь испытания были прерваны, и все свои плюсы, а главное – неожиданные минусы машина показать не успела. Поэтому итоговый вердикт пестрил множеством замечаний – перегрев мотора, недостаточная глубина преодоления брода (от 50 до 60 см, кстати, не так уж и мало), недостаточный угол подъема на бездорожье, это было правдой, 18% - максимум, что мог выдать «Козлик».

-6

Кстати, именно эту машину впервые прозвали «козликом», в дальнейшем это народное прозвище переходило по наследству всем последующим русским джипам, вплоть до УАЗ-469. Помимо «козлика» у машины была еще пара народных прозвищ – «Иван Виллис» и «Чапаев». Легендарный американский «Виллис», кстати, в то время тоже еще только разрабатывался.

Впрочем, не все военные чины разделяли разгромное мнение своих коллег по этой машине. Маршал Григорий Кулик обратился к Вячеславу Малышеву, возглавлявшему в те времена профильное направление среднего машиностроения с просьбой устранить ряд недоработок автомобиля ГАЗ-64, и по итогам устранения недочётов предоставить новую партию из пяти машин для испытаний, так как военное ведомство остро нуждалось в таком автомобиле.

-7

Изменения коснулись многих деталей, в первую очередь кузова, у которого появился тот самый тент от непогоды, а так же брезентовые шторки вместо дверей. Дверные проёмы были изменены, передняя часть полностью изменилась, раму усилили и доработали подвеску. Двигатель получил боле производительный карбюратор, на первых экземплярах стоял карбюратор от КИМ-10, не справлявшийся с высокими нагрузками. После начала войны сроки сдачи образцов машины для испытаний значительно сократились, сократилось и количество машин для опытной партии – теперь к 15 августа 1941 года требовалось предоставить всего 2 экземпляра – командирскую машину и разведывательную.

-8

К концу августа испытания, проходившие в ускоренном темпе, были завершены, джип приняли на вооружение и потребовали немедленно приступить к производству. Выпускалась машина с 1941 по 1943 год, всего было выпущено 672 автомобиля.

-9

ГАЗ-64 мог разгоняться до 88 км/час, средний расход бензина на твердом грунте и хорошей дороге был около 13.5 литров, на бездорожье доходил до 21 литра. Двигатель был от «полуторки», четырёхцилиндровый, мощностью в 50 л.с., зажигание – от магнето, а напряжение бортовой сети было 6 - вольтовым. Коробка передач четырёхступенчатая, понижающей передачи в раздатке не было, в качестве неё для движения по бездорожью применялась первая, а трогаться в обычных условиях рекомендовалось со второй скорости.

-10

До наших дней уцелело всего несколько экземпляров ГАЗ-64, чаще встречаются различные переделки из более позднего ГАЗ-67, выполненные в разной степени качества и сходства с оригиналом.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru

Jeep
242,7 тыс интересуются