Советская школа танкостроения считается одной из лучших по ряду причин. Одна из них – малые габариты, которые поразительно сочетали в себе надёжную для своего времени броню и мощное орудие. Но разве не проще создать танк, хотя бы чуток больше, и улучшить все характеристики разом? В этой статье я подробно раскрою эту тему.
Появление низких танков.
Т-34 стал лучшим средним танком в период 1939-1941 года, совмещая феноменальную наклонную броню, мощную 76 мм пушку и высокую мобильность с проходимостью. Но уже 1940 году, «тридцать четвёрке» готовили замену…
Проект назывался Т-34М и должен был заимствовать половину агрегатов от ранней модели знаменитой машины, а всё остальное – пушка, подвеска, броня, приборы наблюдения и управления должны были быть заменёнными на более совершенные.
Однако проект так и не закончили из-за начала Великой Отечественной Войны.
Но про проект не забыли и в конце 1943 года появился прототип, известный всем как приемник Т-34, но значительно отличающийся от предка. Им стал Т-44. Он ниже, лучше в броне, удивлял компоновкой двигателя и сочетанием всех боевых качеств.
В дальнейшем именно Т-44 задал все особенности советской конструкции тяжёлых боевых машин.
Причины малой высоты.
Театр боевых действий на восточном фронте имел множество полей, в которых не так легко спрятать машину, или порой солдата – не то, что танк… Поэтому инженеры старались уменьшить высоту тяжёлой махины.
Тем не менее, уменьшение «роста» имело и другую цель. При уменьшении общего объёма, достигалась не только лучшая маскировка, но и снижение веса при сохранении уровня защиты, а порой и его увеличении.
Для производства не нужно было тратить много материалов, что несло экономическую пользу.
Но у этих решений была и обратная сторона… Экипаж был вынужден работать в тесноте, что как плюс (сильно не ударишься), так и минус (в малый объем сложно встроить всё нужное, обеспечив комфорт). К тому же, двигатель большего объёма требовал бы кардинальных изменений – а это большие финансовые затраты, низкая надёжность, неотработанность в производстве.
Таким образом, советская школа танкостроения чуть было не исчерпала себя уже в 70-80 годы прошлого века.
Итог.
Малая высота нужна не только для маскировки, но и для экономии материала, снижая стоимость танка и его вес. Тем не менее, недостатки в постоянной необходимости изобретать новы технологии, сочетающие малые размеры и высокую отдачу. Отличный пример – двигатели… Сперва – это был V-образный мотор, потом оппозитный (поршни перпендикулярны полу), затем газотурбинный, а сейчас X-образный.