Я давно заметил, что в трудах почти всех известных авторов бизнес-книг по саморазвитию, мотивации, эффективности, а также в иррациональной и психологической литературе есть одна общая «изюминка». Что же объединяет взгляды И.Манна, Р. Кийосаки, Брэнсона, Гандапаса, Ошо, Кастанеды, Эйнштейна, Р. Баха и других признанных авторитетов? То, что ответы на все вопросы есть внутри нас, и внутренний ресурс человека не исчерпаем. Научившись слушать себя и использовать на полную свой ресурс, мы сможем достичь истинной гармонии в жизни, «свернуть горы». Тихий голос нашего истинного «Я» большинство людей еле слышит, ведь он блокируется нескончаемым потоком наших мыслей, эмоций, автоматических реакций. Один из самых доступных способов его раскрытия – развитие правого полушария мозга. В данном материале я приведу несколько простых техник, способствующих этому.
Все, что мне удалось изучить в области саморазвития, сводится к одному: если мы приучим себя жить в настоящем моменте, то у нас будет получаться постоянно осознавать все свои мысли и эмоции, и это приведет к познанию истинного «Я», к чему призывают великие учителя человечества. Как-то один из восточных духовных мастеров сказал, что даже 48 минут в состоянии “здесь-сейчас” неминуемо приводит к просветлению. Даже физиологи утверждают, что процессы самовосстановления организма запускаются только в те моменты, когда мы тотально расслабляемся, то есть перестаем сопротивляться миру, принимаем все, как есть. Это возможно только в режиме наблюдения за потоком информации, постоянно протекающим через наше активное сознание. Если раньше я считал, что главный навык для современного человека – это навык приобретения новых навыков, то сейчас склоняюсь к тому, что умение управления своими мыслями, эмоциями и реакциями важнее.
Научиться пребывать в состоянии «здесь и сейчас» можно с помощью медитаций, осознанного наблюдения за своими мыслями. Но это требует определенных усилий. Куда увлекательнее и проще развивать правое полушарие мозга, способное запустить нужное состояние в автоматическом режиме. Именно правое полушарие отвечает за видение систем в целом, параллельную обработку множества потоков информации, там кроются творческие способности, образное мышление, интуиция, эмпатия. Если человек развивает правую сторону мозга, то он начинает эффективнее использовать свой потенциал, управлять вниманием и концентрацией, снижает временные и иные ресурсы на выполнение работы, активирует творческие процессы. Инсайты (внезапное понимание ситуаций) приходят к нему одни за другими, дают ответы на, казалось бы, сложно разрешимые вопросы. Также он легче запоминает любую информацию – визуальную, звуковую, тактильную. Но самое главное, на мой взгляд, повышает в целом уровень осознанности в своей жизни.
А вот и обещанные техники развития правого полушария и укрепления межполушарных связей, анонсированные вначале. Практиковать их могут, где угодно, люди любого возраста. Но, конечно, особенно они полезны детям, которые легко усваивают новую информацию и привычки (у них мозг более пластичен, чем у взрослых). Попробуйте и вы их прямо сейчас, читая эти строки!
1. Приучаемся совершать действия в быту левой и правой рукой примерно одинаково. То есть правши должны чаще чистить зубы, держать столовые приборы, рисовать, писать левой ладонью.
2. Игра с пальцами на двух руках. Выставляем вперед два кулака. Потом на левой руке поднимаем большой палец вверх, а на правой – выставляем мизинец. Далее меняем пальцы: на левой руке выставляем мизинец и убираем большой палец, на правой – складываем мизинец и выносим большой. Продолжаем в том же духе, увеличивая скорость.
3. Жонглирование. Начните с двух предметов, затем увеличивайте их количество. Это весело и полезно.
4. Мысленная передача из своего сердца «лучика любви» другим людям, наполнение их светом добра, счастья, здоровья. Здесь активно задействуется визуализация и концентрация, дополнительный результат – повышение эмпатии, взаимопонимания между людьми. Техника подробно описана в книге Д.Клаусса «Посланник».
5. Симметричное написание обеими руками. Кладем 2 листка бумаги и начинаем одновременно - от центра к периферии - идеально зеркально писать любые слова, рисовать простые фигуры и символы.
6. Freewriting. Технику часто использовал Лев Толстой. Садимся и начинаем писать (ручкой или на компьютере) все, что приходит на ум. Если ничего не приходит, то можно начать фиксировать что-то вроде “не знаю, о чем написать, у меня чешется левая пятка, хочется съесть яблоко, завтра в спортзал пойду, смеркалось…”. Через несколько строчек творческий потенциал пробьет себе путь и выплеснется наружу фонтаном приятных переживаний и состоянием вдохновения.
ЛЕОНИД ГРОШКОВ