Настоящая семейная драма разыгралась где-то на окраине Москвы, недалеко от станции Лось. Режиссёр-постановщик Наркас Искандарова, а потом и режиссёр восстановления Вячеслав Долгачев взяли почти детективную историю Сэма Шепарда «Настоящий Запад» и поставили её для взрослого зрителя на сцене Нового московского драматического театра.
На сцене двое. А ещё маленький столик, на котором едва помещается печатная машинка. Над машинкой свисает ночная лампа и... молодой человек в очках. Аккуратная стрижка и чистая футболка говорят о том, что человек за собой следит, в отличие от второго. Рядом со столиком корзина для мусора. Для бумажного мусора, т.к. всё, что не получается в процессе печатания, попадает именно сюда. Два складных, дачного варианта стулья. Один из них как раз и занимает второй персонаж. Он взъерошен, неопрятен, майка под мятым плащом вытянута и запятнана, как, впрочем, вся репутация данного поизносившегося мужчины. Он держит в руках банку пива, которую только что достал из холодильника. Свет от лампы в холодильнике бьёт по глазам зрителей: вот! Смотри! Ничего не пропусти! Персонаж говорит так, будто пьян или с похмелья, хромает или делает вид, врёт и не напрягается, но очень любит напрягать других. Ночь. Но эти двое не спят. Один ловит вдохновение. Второй ищет удовлетворение.
Они встретились после долгой разлуки в доме матери, которая попросила младшего брата присмотреть за домом и… за старшим братом, ценителем свободы и независимости, а по сути бомжом-бродягой, вором и лжецом. Зависть к домашнему Хемингуэю толкает старшего Ли поддеть младшего Остина даже в важный момент деловой встречи с продюсером.
«Настоящий Zapad» — спектакль, который можно посмотреть один раз. Тёмная личность Ли, вызывающая не просто неприятное ощущение, а даже раздражение и омерзение, вытаскивает из прошлого каждого зрителя своего прототипа, любителя свободы и загулов по пустыни. На протяжении спектакля сцена пахла не только театральной пылью, как и положено, но и сигаретным дымом, а так же горелыми тостами и чем-то ещё… горелым. К этому моменту отвращение вызывал уже не только Ли, а и Остин, и вся эта ситуация вседозволенности, когда каждый из героев будто кричит: гори всё синим пламенем! И оно горит. Всё. Горит благодаря великолепной игре актёрского дуэта Евгения Рубина и Михаила Калиничева.
Зачем Ли затеял сочинять историю? Желание попробовать себя в роли младшего и успешного привело к тому, что Остину вдруг захотелось свободы, независимости и в пустыню! Оказывается, всю жизнь один брат хотел быть похожим на другого. И наоборот! И ничто не могло помешать им поменяться местами. Ли становится сценаристом в законе, а Остин доходит до состояния свободного зверя и почти убивает собственного брата.
«Возьми меня с собой в пустыню, — просит Остин перед кульминационным удушением, — чтобы начать жизнь заново». Младший брат смог заговорить на одном языке со старшим, но от этого не стал ему близок. У старшего же никак не получилось сложить слова в хорошем сценарии собственной истории. Падать всегда легче, чем подниматься. Поэтому злость, ревность и зависть, в итоге, делают своё дело.
Не понятно, зачем всё-таки появилась мать. Она привиделась братьям или приходила на самом деле? Если бы её не было, ничего бы не изменилось. Тогда зачем? Ошибка сценариста или артиста? Или очень глубокая мысль, постичь которую мне, увы, не удалось.
К финалу, благодаря жжёному хлебу и электронным сигаретам, в зале пахнет настоящим Западом. Кстати, администрация театра предупреждает зрителей о том, что во время спектакля артисты курят на сцене, «выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора». И просит вовсе не приезжать на спектакль, если «наблюдение процесса курения как такового вам неприятно». По всем требованиям пожарной безопасности сцена Нового драматического оборудована мощной вытяжкой и современной системой пожаротушения. Всё же, находясь в такой транспортной развязке, театру нужны спектакли, на которые не просто хотелось бы ехать, но и возвращаться.
Вдыхала запахи Запада Анжелика ЛУКИНА, фото из архива театра
P.S. За приглашение на спектакль Нового московского драматического театра благодарю сообщество московских блогеров mosblog, собственно театр и лично администратора Нину Павловну.