В ближайшее время рынку ипотеки предстоит подстроиться под новые рыночные условия. Долгое время он развивался за счет привлечения новых заемщиков с более низким доходом.
Молодежь и покупатели с ограниченным бюджетом двигали рынок вперед в предыдущие годы. Но эти группы покупателей часто не задумываются о качестве проекта, для них важнее вписаться в ограниченный бюджет. Девелоперы были вынуждены работать с таким покупателями, предлагая им простой и дешевый продукт. Иначе этот покупатель уходил на вторичный рынок и поддерживал ликвидность "хрущевок".
Поэтому ипотека до последнего времени, действительно, была главным фактором роста продаж. Но вот с утверждением «ипотека - главный драйвер развития рынка» можно спорить. Ипотека стимулировала спрос в первую очередь в нижнем ценовом сегменте, формируя повышенный спрос на дешевые, не самые лучшие проекты. Объем продаж рос, а качественное развитие тормозилось. Но возможный рост ставок по ипотеке может скорректировать данную модель развития рынка.
Сегодня рынку ипотеки следует уделять больше внимания семьям, которые уже имеют квартиру, но живут в условиях компромисса. Огромное число семей живут в тесных квартирах не только потому, что не могут позволить себе новую квартиру. Они не видели достойного предложения рядом со своим домом, а переезжать в новую квартиру на окраину города не готовы. Практика отдельных городов показывает, что как только рынок жилья начинает разворачиваться в сторону сложившихся районов, такие покупатели начинают выходить на рынок.
И эта группа покупателей, в отличие от молодежи, способна формировать запрос, который станет драйвером не только количественного, но и качественного роста.
Мы долгое время пытаемся расширить возможности молодежи для решения жилищной проблемы при помощи ипотеки. Но для сбалансированного развития рынка жилья нельзя концентрироваться лишь на одной группе покупателей, надо искать комплексные решения, которые сделают наш рынок более гармоничным.
Михаил Хорьков.