Найти в Дзене
Разговорчивый Котик

Еврогейм и америтреш в настольных играх: в чем разница?

Оглавление

Если говорить очень коротко, к еврогейму относятся настольные игры, сделанные в духе европейской школы геймдизайна, а к америтрешу — в духе американской; при этом совершенно неважно, в какой стране они были выпущены. Но если вы с этими понятиями незнакомы, такое определение вряд ли вам что-то даст (а если знакомы, этот текст можно и не читать). Поэтому давайте разберемся, в чем разница между двумя школами и какие игры вам стоит просить, когда в следующий раз придете в магазин с настолками.

Какие игры относятся к еврогейму?

Сразу скажу: вовсе не обязательно, чтобы игра соответствовала всем перечисленным ниже критериям без исключений. Это лишь общие черты, свойственные европейской школе геймдизайна, но у каждого автора игры свои цели и предпочтения, поэтому разработчики часто хоть чуть-чуть уходят в сторону от канонов.

  • Победитель определяется при финальном подсчете очков. В еврогейме нет ни острого противостояния между игроками, ни ситуаций, когда участники партии один за другим вылетают из игры.
  • Стратегия и мастерство играют здесь более важную роль, чем удача. Конечно, это не значит, что в еврогейме никогда не используются кубики и случайный набор карт. Возможно, в игре они будут — но на чистое везение не стоит надеяться, как и на то, что удача отвернется от соперников.
  • Игровой процесс в еврогейме намного важнее оформления и вообще «особого мира игры». Здесь не нужно отыгрывать роль, а фишки вполне могут быть схематичными, отличающимися друг от друга только цветом. Разумеется, оформление будет красивым — просто оно не станет перетягивать внимание на себя. Отличный пример лаконичного дизайна — игра «Индейцы»:

Или «Каркассон»:

-2
  • Тематика игр обычно невоенная. Акцент, как правило, не на захвате и разрушении, а на строительстве и торговле.
  • Правила простые, разобраться в игре можно за 10-15 минут. Если есть карточки, они, скорее всего, содержат только изображения без текста.
  • В большинстве случаев еврогейм — это семейные игры, в которые можно играть не только с друзьями, но также с детьми.

Стоит упомянуть также длительность партий. Разумеется, она во многом зависит от особенностей конкретной игры. Но если смотреть на еврогейм в целом, партии обычно длятся около 30-40 минут.

Характерные представители: «Терра Мистика», «Субурбия», «Каркассон», «Королевская почта», «Индейцы», «Корпорация Смартфон».

Что такое америтреш?

Здесь тоже не существует единого и нерушимого списка правил, которые обязательно должны соблюдаться в каждой игре. Но есть набор общих черт, свойственной американской школе геймдизайна:

  • Главная особенность америтреша — это отыгрыш определенной роли. Каждый игрок знает, кого он играет, и должен вжиться в роль, иначе партия доставит гораздо меньше удовольствия всем участникам, чем могла бы. Для погружения в атмосферу часто используется художественный текст в правилах, книге приключений и на карточках. Дизайн здесь играет особую роль: могут быть детально прорисованные карты, отдельные фигурки для каждого героя и монстра.
  • Если игра построена на противостоянии (а это необязательно, к америтрешу относятся и некоторые кооперативы), то это соперничество обычно очень жесткое. Игроки могут не просто мешать друг другу, но даже «выбивать» друг друга из партии.
  • Исход игры зависит от удачи — от броска кубиков или набора случайных карт. Америтреш — это именно тот случай, когда один игрок несколько раз удачно бросает кубики, а остальные раздраженно восклицают: «Да как так-то?!»
  • Немало игр в военной тематике, направленных на разрушение.
  • Правила обычно довольно объемные и на их изучение придется потратить немало времени. В комплект могут входить не только правила, но еще и дополняющий их справочник и книга приключений. Вдобавок, вполне возможно, на каждой карточке тоже будет написан текст.

Если говорить о длительности партий, то к америтрешу относится гораздо больше «долгих» игр, чем к еврогейму. Партии могут длиться и по полтора, и по два часа. А если играть кампанию, но и весь вечер. И даже вместе с ночью.

Характерные представители: Descent, «Ужас Аркхэма», «Особняки безумия», «Сумерки империи».

Подведем итог: что выбирать?

Разумеется, не идет и речи о том, чтобы раз и навсегда выбрать только еврогейм или только америтреш. Но для разных ситуаций и компаний подходят разные игры — тут трудно поспорить.

Игры, которые относятся к америтрешу, хорошо подходят для дружеской компании, но далеко не всегда — для партий с детьми, особенно с дошколятами. Это отличный выбор, если все собравшиеся за столом любят погружаться в мир игры и высоко ценят хороший сюжет. Если игра предусматривает острое соперничество, важно удостовериться, что игроки не перенесут его в личные отношения. Не все умеют проигрывать. А еще америтреш хорошо подходит тем, кто любит элемент везения в настолках.

Еврогейм, напротив, больше понравится любителем строить стратегические планы. Также это отличный выбор для людей, которые предпочитают спокойные настолки без конфликтных ситуаций. И, конечно, для тех, кто выбирает вариант для игры с детьми.