Найти тему
Кинолюбитель.

5 экранизаций, которые превзошли литературные источники.

Кино и литература – разные, но все же, смежные искусства. Поэтому идут всегда споры, что лучше книга, или экранизации книги.

Есть книги, которые получили множество экранизаций. А есть книги, которые получили одну, но яркую экранизацию.

И бывают экранизации, которые получаются гораздо лучше оригинала.

Бывают, идут долгие споры, что лучше книги, или ее экранизация.

Вспомним, ЭКРАНИЗАЦИИ, которые оказались лучше литературных источников.

Ни разу не видел адекватной экранизации тех же «Трех мушкетеров». Наверное, просто из-за того, что мушкетеры там совершали массу неблаговидных поступков. Даже их главное деяние, которое всем известно, выглядит как измена Родине. Но понятие «Родина» и «Отечество» сформировалось гораздо позже, и роман несет на себе отголоски позднефеодальной системы.

Есть экранизации и книги, которые равны. Например, «Место встречи изменить нельзя» и «Эра милосердия». И фильм, и книга просто замечательные. Хотя, в книге Глеб Жеглов –четко отрицательный персонаж, «он через тебя переступить, и даже не заметишь», а в фильме он больше положительный персонаж.

1)«ЧАПАЕВ».

Фильм получился на все времена. Лихой военный боевик с харизматичными героями. Энергетика этого кино просто завораживает. Живая классика мирового кино, расхватанная на цитаты.

Книга же Фурманова довольно уныла, и сегодня ее читают только историки литературы. Если честно, писателем Фурманов стал по приказу партии, очерки у него получались отличные, очерк про Марию Рябинину завораживает, но вот романа не получилось. Он был расхвален, и на фоне «Железного потока» выглядит очень хорошо. Но сейчас книгу читать крайне сложно.

Советской стране нужны были легенды про гражданскую войну. Чапаев оказался очень кстати. Вполне возможно, его выбрали только потому, что он был на ножах с Троцким все время. Замечания Троцкого по отношению к Чапаю были вполне справедливы. Он любил партизанщину.

В фильме эти недостатки Чапая устраняет комиссар.

Чапай же, если смотреть историю дальше, по отношению к комиссару действует правильно. В дивизии должен быть только один командир! К сожалению, это поняли только через 9 лет после выхода фильма.

-2

2 )«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ».

Для Фадеева роман «Молодая гвардия» стал лучшим его произведением. Но талант Фадеева как писателя и Сергея Герасимова сравнить сложно.

Вроде бы, оба они воспевали подвиг советского человека, но кино держит внимание зрителя до сих пор, и до сих пор сложно смотреть финал этого фильма. Хочется другого финала, как и в случае с «Чапаевым». Все же мы сейчас привыкли к хеппи – эндам.

Такие фильмы, как «Молодая гвардия» хочется смотреть с самого начала, потому что герои там живы.

Книга уже к середине семидесятых годов переставала пользоваться читательским успехом. Как и «Чапаев».

Например, эти книги моему знакомому дарил отчим, тогда как отец дарил Дюма и Джека Лондона. Их давали в нагрузку к Дюма и Пикулю.

Включение этих книг в школьную программу не помогло их судьбе.

Но подвиг "молодогвардейцев" нужно не забывать.

Это один из самых патриотичных фильмов.

-3

3) «ИСПАНСКИЙ ВАРИАНТ».

Единственная книга Юлиана Семенова про Штирлица, где он действует как классический авантюрный герой в условиях лимита времени. Штирлиц еще майор, а не полковник.

Повесть читается на одном дыхании. Кино же получилось крайне проходным, и совершенно незамеченным зрителем.

-4

4) «ПРИКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОНИКА».

Евгений Велтисов – советский фантаст не первого звена. Но именно он написал трилогию про «Приключения Электроника», и книгу заметили читатели, и экранизировать ее стали на Одесской киностудии.

Огромный плюс для экранизации стала малобюджетность самой экранизации.

В книге действие происходило в будущем, и герои там строили коммунизм.

В сериале же это были нормальные советские школьники.

Писатель разоблачал капиталистический строй с его ужасами гангстеризма.

А в фильме Ури получился одним из главных персонажей. Кино хочется пересматривать. Может быть, это просто желание вернуться в детство. Книга же сейчас абсолютно подзабыта.

Кстати, Сыроежкин был там чемпионом по плаванию, и поэтому попал на страницы журнала. В фильме же у него с физкультурой не очень хорошо.

Книга не то, что бы разочаровывает, но она просто совершенно другая, чем великолепная экранизация.

И уж, конечно, каждый школьник захотел такую собаку, как у Электроника.

-5

5) «ВОРОШИЛОВСКИЙ СТРЕЛОК».

Повесть «Женщина по средам» - очень неплохое произведение. Написал его Виктор Пронин, который умеет грамотно строить сюжет, расставлять нужные акценты, он написал детектив, где силен социальный аспект. Точнее, даже не детектив, а криминальную драму, где лихие девяностые врываются в жизнь простых граждан. И они начинают действовать в ответ на несправедливость.

Поэтому повесть и прочитал Станислав Говорухин. Режиссер, который чувствовал настроение зрителей.

Сам режиссер пригласил Юрия Полякова для адаптации литературного произведения. Поляков не только большой писатель, но и драматург большого дара.

По сути, кино на извечную русскую тему. Маленький человек, как и во все времена. Только теперь Акакий Акакиевич дает достойный отпор господам Быковым и Смердяковым. Оказывается, у маленького человека есть собственное достоинство. И он может сам себя защитить, и даже праведные государевы слуги будут за одно с этим маленьким человеком.

Смысл жизни для нашего человека, по этому фильму, по Говорухину, по Полякову, не в том, чтобы иметь много денег, ходить в модных джинсах, а в том, чтобы торжествовала справедливость.

Такой тогда был запрос в обществе, такой запрос есть и сейчас. В этом и заключался успех фильма.

А еще одна причина в том, что этот фильм впервые за долгое время на экране показывал нормальную семью, пусть и не полную, где только дед и внучка, а мать ездит в Турцию. Но и дед, и внучка вполне нормальные люди.

Подобного показа российской семьи не было с фильма "Любовь и голуби". А с того времени до 1999 года прошло 14 лет.

Фильм «Ворошиловский стрелок» - шедевр на все времена. Можно спорить с позицией авторов. Но на, то это и шедевр, чтобы вызывать в зрителя живое чувство. Когда государство не в силах восстановить закон, то кто-то должен восстановить закон.

Кино получилось более натуралистичным, чем книга, где герой действовал несколько мягче.

Книга не то, чтобы пылиться на полках, но о ней знают немногие. Сейчас она сменила название. И стала называться «Ворошиловский стрелок». Кстати, написано было произведение как добивка к роману «Банда».

Добивка – это редакторский термин, который обозначал произведение, которое пишется, чтобы дополнить основное произведение, из –за неформатного размера основного произведения.

История кинопроката фильма, конечно, печальная. Кинотеатры предпочли нашему фильму «Звездные войны. Эпизод первый». И ставили наш фильм в самое неудобное время. Но зрителей приходило больше, чем на «Звездные войны».

В рейтинге продаж видеокассет наш фильм конкурировал с самим «Титаником».

Стоит ли говорить, что это классический случай, когда экранизация по всем статьям превзошла литературную основу.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!