Психотерапевт Алла Далит.
Отрывок из моей книги "Психологические аспекты зависимости".
В Америке существуют группы взаимопомощи не только детям, но и внукам алкоголиков. Даже если вам удалось вырваться из ролей, которые я описала выше, то существует множество симптомов нарушений личности, которые проявляются в поведении, отношении к себе или с другими у взрослых детей алкоголиков.
Попробую составить психологический портрет такого человека. Давайте назовем его Петр.
Петр не знает, что такое нормально. Конечно, он может отличить нормального человека от больного, но если нарушения не так ярко выражены, то он всегда сомневается. Он сомневается, нормальные ли у него отношения с коллегами по работе или с женой. Нормально ли, что иногда он чувствует совсем не то, что должен чувствовать человек в какой-либо ситуации. Ему трудно быть в чем-то абсолютно уверенным.
Еще Петр почти никогда не завершает начатое. Не то чтобы он делает это специально, просто так получается. Он часто ловит себя на том, что врет в ситуациях, когда можно было сказать правду. И он безжалостен к себе, он не прощает себе ни одного промаха, судит себя за малейший промах.
Он вообще крайне серьезно к себе относится. Может быть, поэтому ему очень трудно развлекаться и веселиться. На каких-либо мероприятиях он выглядит слишком серьезным и отвлеченным. Другие часто ощущают неловкость рядом с ним, но это не значит, что ему не хочется повеселиться. Просто он не знает, как, и боится это показать. Но сам себе он говорит, что все эти развлечения слишком малозначительны для его жизни. Иногда он начинает в это верить.
У Петра всегда были трудности в общении с женщинами. Нет, он вполне здоров, молод и чувственен. Но ему очень трудно подпустить другого человека близко, и это проявляется не только в постели, но и в отношениях вообще. Он не может делиться своими чувствами, потому что иногда сам не понимает их. А иногда они такие сильные, что он не в состоянии с ними справиться, а признаться кому-либо он не может, потому что ему очень важно получать от других одобрение и подтверждение его действий. Так важно, что он готов ради этого на многое.
Если происходит что-то, чего он не может контролировать, ему становится очень плохо. Из-за сильного страха перед любыми переменами он может дать сильную реакцию.
Петр чувствует, что отличается от других людей, это причиняет ему боль, и он стремится скрыть это. Он знает, что хотя его и считают сверхответственным человеком, иногда он бывает крайне безответственен. Еще он гордится своей преданностью. И хотя ему не просто соглашаться с теми, кому он предан, он готов поменять свое мнение, так как не уверен в своей правоте.
Он жестко следует выбранному пути, даже если сил больше нет. Другие варианты им не рассматриваются. И еще он стремится немедленно удовлетворять свои желания. Он не может ждать. Ему кажется, что все это вдруг исчезнет, а он не хочет испытывать разочарование. Это слишком невыносимо.
Это один из возможных вариантов. Есть еще много черт личности, формирующихся у детей алкоголика в детстве и продолжающих третировать его во взрослом возрасте. Конечно, они склонны сами к употреблению вещества. В другом случае они будут искать себе партнера – зависимого или человека с навязчивыми формами поведения. Потребность быть отверженными слишком сильна. Они склонны посвящать свою жизнь служению другим людям, поиску страдальцев. Их привлекает слабость в людях, с которыми их связывает любовь или дружба.
Преувеличенное чувство долга может сочетаться с полной безответственностью. Им легче заботиться о других, чем о себе. Они чувствуют себя виноватыми, если отстаивают свои собственные интересы и предоставляют это делать другим. Они не могут долго оставаться в состоянии душевного покоя. Им просто необходимо волнение.
Отличить любовь от жалости взрослые дети алкоголиков не могут, а поэтому склонны "любить" тех, кого могли бы пожалеть и приободрить. Низкая самооценка и негативное мнение о себе компенсируется попытками выглядеть важными и значительными. Мысль о том, что их могут бросить, приводит в ужас, и они стремятся сохранить отношения любым способом. Даже не употребляя алкоголь, их поведение очень напоминает поведение алкоголика. Чувства остаются подавленными и нужно много времени или усилий, чтобы научиться их проявлять.
Груз детства может свалить человека на его жизненном пути. Но наша задача – научиться быть эффективными, используя то, что в нас есть. Только задумайтесь о том, какой неоценимый опыт может приобрести человек, осознавший свои ограничения и возможности. Надо помнить, что мало у кого из нас было безоблачное детство и идеальные родители, кто жил в идеальной стране и идеальном мире. Пожалуй, среди нас таких нет.
Оказывается, если ребенок растет и развивается при отсутствии стрессов, то он не может сформироваться в здоровую сильную личность. А умение превратить свои слабые стороны в достоинства под силу каждому.