Найти тему
Небесные истории

Новосибирск - Сочи. Финальный грозовой аккорд.

Оглавление

На всякий случай, заказывая трансфер в аэропорт, я назначил отправление от отеля за два пятнадцать до вылета - с запасом на запас. В Скай Экспо я живу не первый день и уже знаю, что верить красавицам на рецепции совершенно нельзя! Я даже решил пораньше спустился в холл, чтобы быть готовым оперативно разрешить очередную накладку с транспортом.

Сегодня мне предстоит выполнить рейс в Сочи, завершив тем самым новосибирскую эпопею - свою командировку в местный филиал авиакомпании с целью помощи коллегам. Вчерашние приключения в ночном полете в Магадан уже стали историей, тем не менее, и сегодняшний день - 3 июля 2016 года - в Новосибирске не был безмятежным - уже утром небо, вот только показавшееся ясным, разом нахмурилось и пролилось дождем, а я в очередной раз попрекаю себя за то, что не взял зонт. Очень похоже, что сегодня шанс промокнуть велик, как никогда!

Внизу в холле меня уже ждет Саша - второй пилот, с кем я полечу к Черному морю. Как и я, он здесь в командировке, только куда более короткой, чем моя. Я не раз летал вместе с этим спокойным и невозмутимым парнем, увлеченным футболом. При первой встрече такой, как он может показаться эдаким ленивцем, увальнем.. да что говорить, таким он мне поначалу и казался. Есть парни, которые начинают грызть гранит науки, активно демонстрируя тягу к познаниям, с первых же часов учебы, а есть те, кто активность - по-крайней мере, видимо - не проявляет. Саша из последних, но тем не менее, летая с ним время от времени, я с радостью отмечаю очевидный факт его роста. Не вширь, а как пилота. Забегая вперед скажу, что его работой в этом рейсе я остался очень доволен. Четко, спокойно и по делу!

Как и должно быть.

В "Небесных историях" Саша уже появлялся в рассказе о полете из Москвы в Уфу, запомнившемся курьезной ситуацией
"Ночной "авиатриллер""

Транспорт на удивление не подвел, красавицы ничего не перепутали, и мы тронулись в путь на пять минут раньше запланированного времени.

Эти пять минут нас и спасли.

* * *

Мы доехали до проходной, вышли из микроавтобуса, направились в сторону здания с комнатой для подготовки к полету, и метров за сто до него начался дождь. За секунды он превратился в ливень, но мы уже успели забежать внутрь здания, поэтому насквозь промокнуть не успели. И стоило нам спрятаться в надежных стенах, как практически сразу началось светопреставление, которое мы с интересом наблюдали в прохладе штурманской комнаты - струи ливня барабанили в окна, застилая его до нулевой видимости, сверкали молнии и громыхал гром. Стихия не на шутку разозлилась на то, что мы оставили ее с носом.

На этот раз пронесло. Что же будет дальше?

Похоже, что рейс обещает быть совсем не таким скучным, как обычно.

Агитационная картинка в штурманской комнате.
Агитационная картинка в штурманской комнате.

Готовимся к полету.

Ливень все еще не прекратился. В штурманскую забежали менее везучие пилоты, шумно делясь ощущениями от бесплатного душа.

- Саша, попробуй заказать автобус не к проходной, а сюда? Мокнуть не хочется! - прошу второго пилота позаботиться о том, как мы будем добираться до своих рабочих мест в самолете.

В Толмачево мы обычно пешком идем до проходной, которая отделяет служебную территорию от перрона. Идти недалеко - метров двести, но в такой ливень не хочется преодолевать даже двадцатиметровую дистанцию!

Для связи с ПДС* и прочими удаленными "сервисами" в штурманской комнате установлена станция селекторной связи. Саша подходит к пульту, нажимает кнопку передачи:

- ПДС, штурманская.

*ПДС - производственно-диспетчерская служба

- ПДС, слушаю!

Саша интересуется, можем ли мы рассчитывать на доставку до проходной на автобусе - мокнуть не хочется. Сначала там говорят, что дождь, мол, скоро затихнет, чего уж там зазря людей гонять. Но мы настаиваем и в ПДС идут навстречу. Большое спасибо!

- Саша, в какую сторону полетишь сегодня?

- Да мне без разницы, Денис Сергеевич.

Саша по нашим меркам уже "ветеран", даже "аксакал", но свято чтет субординацию - зовет меня по имени-отчеству.

- Саш, понимаешь, тут дело такое... Мне ведь тоже без разницы в какую сторону лететь. И что нам теперь делать? Давай определяйся!

- Давайте я полечу обратно?

- Хорошо, договорились!

Как всегда, стоило вызвать машину, как дождь стих. Но мы-то зна-а-аем, что если бы не подсуетились, он бы так и лил в полном соответствии с законами Мерфи. И очень скоро эти законы получили свое очередное подтверждение - стоило нам подъехать к проходной и выйти из "Газели", как небеса за секунду разверзлись, и пришлось скакать, лавируя меж лужами, десять метров, чтобы укрыться под защитой маленького домика, царства авиационной безопасности. Здесь невозмутимые стражи проверили наши ID-карты, сверив фамилии с указанными в Задании на полет. Мы прошли через рамку-сканер и все - можно выходить на перрон.

Наша "Газель" уже пересекла "границу" и ждет снаружи. Быстренько рассаживаемся, едем дальше. Заливает ливень.

Через стекло пессимистично пялюсь на небо, которого и не видно почти. Да уж, сегодня рейс обещает быть совершенно нескучным - давно я в дневную грозу не взлетал! И это лишь чуть менее "интересно", чем в ночную, как в предыдущем рейсе. А ведь еще и самолет надо обойти! И зонта нет, и ботинки у меня летние, с "вентиляцией"!

Парень-бортпроводник, словно прочитав мысли с моего лица, предложил помощь:

- Денис Сергеевич, возьмите мой зонт!

Очень вовремя!

- Спасибо! Вот бы еще калоши где-то раздобыть, - улыбаюсь я.

Наш лайнер сегодня стоит далеко от вокзала, почти напротив ангара. Пока ехали, дождь и закончился. Все равно беру зонт с собой - помню о Мерфи! - и, пытаясь найти места посуше, иду осматривать самолет.

-3

Знатно пролилось, знатно!

На соседних стоянках, прямо около рулежной дорожки Браво образовался океан местечкового значения. Забегая вперед, скажу, что он не высох даже к моменту нашего возвращения.

Это было 3-е июля 2016 года. В день, когда ливень умудрился затопить аэровокзал Толмачево, правда, об этом мы узнали уже после того, как вернулись.

Но последствия этого катаклизма мы на себе почувствовали с лихвой.

* * *

Готовимся к вылету, выполняем стандартную подготовку к полету. Она занимает не так много времени, так что скоро у меня появляется возможность поглазеть по сторонам.

-5

К ангару отбуксировали зеленый Боинг нашей авиакомпании. Интересно, что там с ним будут делать дальше?

-6

А дальше... его стали мыть.

-7

Ох, зря они это затеяли! Ой, зря! Ведь каждый автомобилист с мало-мальским стажем знает - стоит помыть автомобиль, и обязательно начнется дождь! И где автомобиль, а где самолет? Представляете разницу в размерах???

То-то и оно! Дождь, начавшийся вскоре, был радикально тропическим! Но это случилось чуть-чуть позже, а сейчас у нас наклевывается задержка.

- Денис Сергеевич, пассажиры все, ждем багаж, - старший бортпроводник делиться свежими новостями.

- Много не загружено?

- Представитель говорит, что сумок сорок. Там в аэропорту что-то накрылось, часть багажа потеряли и теперь пытаются найти.

Плохая новость, что тут скажешь. Я отлично вижу черную облачность с отчетливой стеной дождя, надвигающуюся на аэропорт с запада. Скоро она-таки будет здесь. Включаю радар, быстро обшариваю небо - так и есть, на подступах к аэропорту целая армада грозовых засветок! Можно застрять и очень надолго - как только на аэродром находит гроза, даже если дождь не идет, все наземники по команде прекращают работать - ни багаж не погрузить, ни трап отогнать.

Как в воду глядел.

Благо, ее вокруг было много.

* * *

Сделал объявление пассажирам о предстоящей задержке из-за погрузки багажа. Будем ждать.

Вот и сидим, ждем, поглядываем на запад. Хорошего мало - вся эта хмурь скоро будет здесь, а багаж еще ищут и найти никак не могут.

"Ищут пожарные, ищет милиция..."

Со своей стороны мы сделать ничего не можем, запасаемся терпением, глазеем по сторонам.

Диспетчерская вышка:

-8

Труженики невидимого фронта - авиационные диспетчеры:

-9

Ан-148 "Ангары" порулил на вылет. Везет парням, успели улететь.

-10

И снова начался дождь...

-11

* * *

Минут двадцать любовались на водяные потоки. Прибежала старшая, пожаловалась, что вода натекает в салон через открытую дверь... а дверь закрыть невозможно, потому что этому мешает трап старой конструкции, рассчитанный на сдвижную дверь Ту-154 - на нем она смещается вбок при открытии, а на 737 выворачивается наружу, прежде чем закрыться. Поэтому закрыть никак не получается - дверь упирается в стенку трапа, надо, чтобы он немного отъехал.

Как вы, наверное, догадались, траповщик под грозой не работает. Ничем нам помочь не может, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Девушки, вооружившись тряпками и газетами, как могут спасают вестибюль. Пассажиры бизнес-класса пьют кофе и мучают айфоны.

-12

Наконец, Стихия подустала, небо посветлело. Понимая, что это ненадолго - засветок на радаре еще много - пытаюсь связаться с ПДС на частоте авиакомпании, но безуспешно - молчат. Вызываю представителя, который все это время был на борту, прошу позвонить коллегам по телефону. Этот канал связи оказывается рабочим, выясняется, что из-за грозы у них там "что-то накрылось", поэтому радиостанция не работает. Багаж ищут, скоро все скоро будет. Ждите!

Меня это категорически не радует. Объясняю ситуацию - нам надо улетать, иначе, судя по картинке радара, так и будем периодически попадать на "грозу над аэродромом", и не улетим никогда, потому что грузчики под грозой не работают.

Задержка уже около сорока минут, делаю еще одну информацию пассажирам. Прошу нас извинить - над Стихией мы не властны. Все в одной лодке.

В итоге, наверху посовещались и через некоторое время приняли соломоново решение - улетать, оставив часть багажа на последующий довоз. Видимо, поиски его оказались не такими простыми, как казалось поначалу, или риски закрытия аэродрома возымели вес, а скорее всего и то и другое вместе.

Мы этому решению и рады... и не рады. Ситуация-то ах какая неоднозначная!

Во-первых, надо лететь. Без вариантов - перспектива задержаться здесь часа на час... два... три (кто его знает?) сверх того, что мы уже ждем, меня никак не устраивает - рейс не из коротких, нам еще обратно лететь, а рабочее время у экипажа не резиновое.

Во-вторых, еще немного - и пассажиры, видя, что другие самолеты периодически рулят мимо нас, начнут волноваться и задавать вопросы - они тоже хотят улететь на свой курорт побыстрее.

"Все летят, а мы стоим - не иначе, как пилоты нас обманывают!"

А в-третьих, если мы полетим сейчас, то кому-то "повезет" не обнаружить свой багаж по прибытию. Не всем - большую часть багажа успели загрузить - но, думаю, таких "везунчиков" наберется достаточно для того, чтобы устроить головомойку нашим представителям в Сочи. Конечно же багаж в итоге найдется, и его доставят следующим рейсом, через сутки... ну максимум через два дня, если все "не влезет" в следующий борт. Но это вряд ли успокоит пассажиров, если я объявлю новость о решении лететь без части багажа в салон.

Представляю, что там начнется - ведь каждый будет думать, что именно его багаж не успели загрузить! И что прикажете делать - четыре часа лететь с заведенной толпой??? Если я сейчас сообщу эту новость, салон разделиться на два лагеря - кто-то будет рад улететь побыстрее, а кто-то начнет выпрыгивать из самолета, требуя, чтобы дождались весь багаж. Кто-то за сердце схватится и будет весь рейс за него держаться. Жены с мужьями переругаются, требуя от них: "Сделай же что-нибудь, ты же мужчина!"...

Надо лететь!

Считаю, что не стоит сообщать эту скользкую новость пассажирам, дабы не усугубить ситуацию. Советуюсь со старшей, она того же мнения. Прошу ее настроить бригаду так, чтобы пассажиры получили максимальное удовольствие от полета, сам тоже постараюсь не подкачать. В общем, будем делать все, что в наших силах, чтобы за эти четыре часа полета у пассажиров не было никакого повода для негатива!

Решение принято. Теперь дело за малым - убраться отсюда побыстрее!

* * *

И снова взлетаем с курсом 072, и снова начинаем искать "дырки" в грозовой деятельности сразу же после взлета. Отметил хорошую новость - с земли северное направление, то есть то, куда мы должны разворачиваться после взлета, выглядело страшнее, чем оказалось на самом деле.

Еще перед началом разбега мы заприметили коридорчик и после взлета нырнули в него левым разворотом, едва успев набрать минимальные 400 футов. Поколбасились на склонах хмурых облаков, помыли самолет и выскочили в ясное небо.

Отдышались.

Теперь можно потихоньку подворачивать на запад, ведь именно там находится Сочи.

-13

Улетели. Помахали грозе крылом.

Hasta la vista! I'll be back! Через восемь часов.

* * *

Полет до Сочи не запомнился чем-то особенным. Нервы, потраченные на вылет, начали потихоньку восстанавливаться. Мы уверенно летим, оставляя за собой по 850 км каждый час. Салон отобедал, мы тоже.

Обращаю внимание на облачность впереди по курсу - прямо на глазах тучка, выглядевшая мощной башней, растаяло, оставив после себя два полупрозрачных силуэта. Ромео и Джульетта.

-14

Призраки облака

-15

А это Волга. Еще одно интересное наблюдение- разрывы в облачности повторяют изгибы реки. Не думал, что река заметно влияет на температуру на таких высотах.

-16

Кто-то из девчонок присел отдохнуть. А мы подглядываем :)

-17

Летим дальше, уже и места, знакомые по московским направлениям, начались. Впереди город Краснодар (в центре кадра - аэропорт). В эфире нет-нет, да слышен голос коллег.

-18

Приступили к снижению. Отмечаю, что в стороне Сочи над горами кучкуется грозовая облачность, но зато над морем чисто. Единственный нюанс - на посадке будет попутный ветер, но это настолько обычное явление для аэропорта, расположенного на берегу морской акватории, что я бы пожалуй, удивился, если бы его не было.

-19

На предпосадочной прямой был готов к любым каверзам. Их в Сочи бывает достаточно - ты снижаешься над морем, затем пересекаешь береговую черту, дома, дорогу, поле - такая меняющаяся поверхность влияет на воздушную массу. Приземный слой часто бывает неспокойным, а если свежий ветер задувает еще и с юго-востока, проходя через горушки, то практически всегда у земли следует быть особо внимательным, так как отклонения могут развиться неожиданно.

Над морем ты часто летишь спокойно, самолет даже не трясет. Это может привести к излишнему успокоению, а у земли вдруг попадаешь в расколбас. Конечно же, это может случиться в любом аэропорту - каждый аэропорт имеет свою "милую особенность", время от времени делая полеты совсем не скучными - но Сочи в летных кругах считается "особым аэропортом с подвохом", особенно, если ожидается посадка на ВПП 02.

Мы же зашли на ВПП 06 и без ярких особенностей приземлились. Да, немного поколбасило у земли, но это совсем не тот цирк, что случился у меня однажды.

"Аэропорт Сочи - страшилка для пилотов?

Удивление настигло нас уже после посадки, когда вокруг кабины начали порхать какие-то непонятные длинные насекомые, подозрительно знакомые...

-20

Зарулили, выключились. Выполнили процедуру, чеклист. Попрощался с пассажирами. Вышел, открыл дверь - лично проводил. Все выходят с улыбкой, благодарят за полет, а мне неуютно и неловко. Сегодня мы, авиакомпания, из двух зол выбрали наименьшее, работали, старались - но кто-то из улыбающихся сейчас "дорогих и уважаемых" через полчаса будет совсем не таким радостным, как сейчас.

Сочинский представитель нами уже шокирован, скоро ему предстоит работать с теми, кому "повезло". Но он парень бойкий, справится. Отойдя от шока, он быстренько прикинул расходы на доставку багажа по отелям, ойкнул, затем успокоился, пообещав перекинуть стрелки на Новосибирск. В любом случае, ему бы пришлось сегодня с пассажирами поработать - или с "новосибирскими" по поводу багажа, или с "сочинскими", ожидающими свой вылет по причине того, что мы прождали окончания катаклизма в Новосибирске... Если бы дождались еще, а в худшем случае у экипажа могло выйти рабочее время, мы бы остались отдыхать в Адлере, и вот на фоне той логистики проблема сорока сумок выглядела бы ничтожной.

Увы, Дамы и Господа! Бывает в авиации так, что все решения оказываются "не очень", и приходится выбирать из них то, что наименее плохое.

* * *

Пассажиры вышли, и я вслед за ними - осматривать самолет. И сразу же загадка "крылатых насекомых" перестала быть таковой.

Ба, да то ж саранча пожаловала в Розу Хутор!

-21

По молодости, будучи вторым пилотом "кукурузника" Ан-2, я боролся с этой напастью, щедро поливая поля Алтайского края химикатами. Даже и не думал, что саранча может появиться в Сочи. Хотя это та еще живность, ей ничто не преграда!

"Химические полеты"

* * *

А мы летим обратно.

Пока стояли, облачность над горами развилась настолько, что пришлось сделать чувствительный крюк перед выходом на трассу. Умный в грозу не пойдет, умный грозу обойдет!

-22

Обратный маршрут пролегал мимо Астрахани и далее шел над Казахстаном, вдоль северного побережья Каспия, с возвращением в Россию юго-восточнее Омска. Никогда раньше я этим маршрутом не летал, и там было на что посмотреть.

Малиновые озера, Астраханская область. В моем родном Алтайском крае таковые тоже имеются.

-23
-24

Местность выглядит так, как будто огромный великан причесал землю с востока на запад.

-25

Любопытства ради смотрю на карту - так и есть.

-26

Привет жителям Астрахани! Я летал сюда не раз, но это было очень давно - еще в "Сибири" на пятисотках (B737-500).

-27

Влетаем в воздушное пространство Казахстана. Дивлюсь на пустыни и степи, простирающиеся во все стороны, кроме юга (там Каспий).

-28

И ведь здесь тоже живут люди.

-29

Снова появляются грозовые тучки. Сначала в стороне, а потом и на маршруте, приходится обходить.

-30

Эту обойдем чуть правее.

-31

Синее небо и белые тучи, красота! Особенно красиво будет на закате, но он еще не скоро.

Правда, этой красотой лучше всего любоваться издалека.

-32
-33

И снова туча по курсу, но ниже нас.

-34

Без особых приключений вернулись в Новосибирск, опоздав всего на полчаса от времени прибытия по расписанию. Сердечно попрощался с проводниками, обещали "не забывать друг друга и писать почаще". Впереди меня ждал отпуск и это заставляло глядеть в будущее с оптимизмом!

-35
-36

Но сначала надо было добраться до Барнаула, и эта ночная двухсот пятидесяти километровая поездка в праворукой тойоте с бесстрашным водителем стала завершающим испытанием. В полвторого ночи я прибыл к родному подъезду, а водитель... отправился в еще одну ходку в Толмачево!

На фоне этого геройства мои предыдущие грозовые полеты как-то сразу показались ничтожной мелочью, и, в раздумьях, я отправился отдыхать...

Спасибо за внимание!

Летайте безопасно!

-37

Понравился рассказ? Жмите "большой палец вверх", подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!

Эти и другие рассказы о летной работе на канале Небесные истории

Об авторе

Мой инстаграм

Мой канал на Youtube