Когда говорят о самом грязном городе мира, многие представляют себе картину постапокалипсиса, где десятки заводских труб извергают густой черный дым, по руслу рек течет непонятная вонючая жидкость зеленого цвета, в которой, похоже, содержится вся таблица Менделеева, а оставшиеся в живых люди (скорее, конечно, мутанты) ходят в защитных костюмах, без которых невозможно дышать.
Где-то апокалипсис уже в самом разгаре, пускай и в ином представлении. По данным некоторых интернет-источников, титул самого грязного города на Земле принадлежит Карабашу - небольшому городку, затерянному в долине Уральских гор.
Карабаш известен неутешительной экологической обстановкой. На территории города сегодня находится крупное предприятие по выплавке меди - «Карабашмедь». Из-за того, что город со всех сторон окружен горами, вредные выбросы с предприятия не разносятся равномерно по воздуху, а оседают в радиусе пары километров от завода, отравляя прилегающие территории и людей, на них проживающих. Но обо всем по порядку.
До Карабаша можно добраться на автобусе из областного центра - Челябинска. Ежедневно отправляются несколько рейсов. В пути около двух с половиной часов.
Конечная остановка рейса - автовокзал. Я вышел раньше, в «наиболее пригодном для жизни районе» на севере города.
Не стоит, однако, драматизировать. Первое впечатление - рабочая окраина небольшого российского городка. Трехэтажные дома в кадре, похоже, относительно новые. Качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, но бывало и хуже (привет, Саратов).
С района открывается вид на горный хребет, окутанный дымом с медеплавильного завода.
Решаю покорить одну из карабашских вершин. Путь к горе пролегает по улице в северной части города. Как видите, тротуары отсутствуют.
Вдоль дороги то и дело стоят покосившиеся и частично разрушенные заборы участков.
В центре города пустырь с заболоченными территориями, вокруг которого и живут люди.
Окраина города неподалеку от выезда на Челябинск.
Подошел ближе к горам. Голые склоны смотрятся сурово.
А это останки шахты «Центральная» Северо-Карабашского медно-колчеданового рудника. Прохожий, поинтересовавшийся, что я здесь фотографирую, оказался бывшим машинистом шахтного электровоза. По его словам, в затопленных пластах рудника до сих пор покоится техника и десятки километров рельс, проводов и других коммуникаций. Сама шахта перестала функционировать в 1996 году.
На развилке на Челябинск стоят два дома. Они одинаковы с той лишь разницей, что один заброшенный,
а второй жилой.
Карабашская школа находится у подножья Лысой горы (на которой установлен поклонный крест), а за ней начинается условная тропа, ведущая к вершине. Условная потому, что у нее нет четких границ.
Чем выше в горы, тем любопытнее виды. Через несколько минут ходьбы уже видны шлаковые отвалы.
Храм Иоанна Златоуста и жилые районы.
А вот, собственно, и завод.
Застройка исключительно деревянная.
Безымянная дорога в фактическом центре города.
Планета Карабаш.
Урал. Вид на северо-восток. Тут уже густой лес.
Восхождение на поклонную гору заняло час. Я шел напролом, не выбирая тропы. В какой-то момент склон становился чересчур крутым, и приходилось выверять каждый шаг, чтобы ненароком не улететь вниз.
А вот и крест.
Стальную конструкцию удерживают стяжки, замурованные в камни.
Наконец можно присесть. У креста установлена скамейка, с которой можно насладиться панорамными видами по обе стороны хребта. Город где-то вдали, а поблизости ни души. Я ощутил спокойствие. Чтобы тщательнее рассмотреть завод, воспользовался телевиком.
Коптит хорошо.
Еще одно хорошее место для размышлений о жизни.
Настала пора спускаться. Снизу на себя обращает внимание православный лозунг.
Улица Пархоменко, пересекающая Карабаш с севера на юг (она же трасса на Миасс), пролегает в непосредственной близости от завода.
В месте, где сделана фотография, жизни нет.
Не самые открыточные виды.
Кстати, общественный транспорт по этой улице не ходит (а есть ли он в Карабаше?), поэтому у завода я застопил машину и с ее водителем доехал до самого Миасса. По пути сделал фотографию станции Пирит, на которой стоял готовый к отправлению грузовой поезд.
Глядев в окно, я долго не мог понять, почему почва белая и из нее торчат пни. Оказывается, это река Сак-Елга – одна из самых загрязненных в мире. Похоже, ее осушили с целью перенаправить по новому руслу в обход отвалов. Пора бы, а то вода малинового цвета доверия не внушает.
Подводя итог, отмечу, что Карабаш не произвел впечатления самого грязного города мира. Нет никакого официального подтверждения этого статуса. Да, с экологией здесь все плохо. Я бы сказал, ужасно, учитывая масштабы загаженной территории.
Конечно, производство нужно модернизировать, строить очистные сооружения для жидких отходов и т. п. Но пока имеем следующее: работает завод - живет город. Завод закрывается - город умирает. Реальность такова, что в Карабаше нет никаких перспектив, кроме работы на предприятии. Работы на смерть.