Мировая практика показывает, что большинство преуспевающих компаний говорят о стратегической сессии как о наиболее эффективном инструменте определения стратегических целей бизнеса и разработки плана тактических действий для реализации поставленных целей.
Обычно речь идет о 2-3 днях, когда владелец компании вместе с топ-менеджментом шаг за шагом разрабатывают стратегию развития под руководством опытного фасилитатора.
Основное отличие стратегической сессии от совещания заключается в том, что вы концентрируетесь не на внутренних проблемах, а на внешних возможностях.
Во время проведения сессии вы смотрите на рынок и над системой - туда, куда вы можете двигаться, а не рассматриваете то место, на котором вы стоите. Следует не искать виноватых и думать об операционных проблемах нижнего уровня, а увидеть рынок и найти способ трансформации компании, чтобы приносить наибольшую ценность потребителю.
Одним из основных элементов стратегической сессии является независимый взгляд со стороны. Перед сессией нужно провести детальный аудит компании, но не только финансов, а и корпоративной культуры, эффективности процессов, ценностных предложений и других жизненно важных элементов функционирования компании. Гораздо лучше, когда это делают независимые специалисты, поскольку владельцу и топ-менеджменту, которые есть внутри компании, часто трудно определить, что идет не так.
Вот неполный перечень проблем, которые решает стратегическая сессия:
- развитие компании в долгосрочной и среднесрочной перспективе;
- приоритеты развития на ближайший год;
- реформирование организационной структуры;
- оптимизация системы управления;
- разработка функциональных стратегий (HR, производство, продажи, маркетинг, финансы);
- разработка корпоративных ценностей и моделей компетенций;
- создание и/или внедрение корпоративной культуры и др.
Как подготовиться к проведению стратегической сессии:
Почему одна компания за два дня сессии формирует нужное стратегическое решение и план тактических действий, а другая проводит бессмысленные дебаты, которые не приводят к результату?
Без последующих элементов стратегическую сессию лучше не начинать. Они - точка отсчета и ресурс, который приносит вам бизнес-идеи и новые решения.
1. Четкое понимание точки "0".
Точка "0" - условное название, описывающее состояние вашей компании в условиях отсутствия изменений. Что нужно знать, чтобы определить эту точку?
Какая на самом деле ценность ваших услуг? Какое у вас финансовое положение? Какова динамика развития за последние годы? Какая эффективность бизнес-процессов? Что у вас с корпоративной культурой?
К сожалению, в большинстве случаев вы не сможете честно ответить сами себе на эти вопросы. Находясь внутри любой структуры вы не можете посмотреть на нее со стороны.
Для этого используются финансовые отчетности, множественные интервью, участие в отдельных совещаниях или бизнес-процессах. Таким образом в течение подготовительного этапа можно составить достаточно объективное впечатление того, что происходит в компании. А соответственно и того, что произойдет, если ничего не изменить. Это фундаментальная вещь. Если вы обманываете себя и не знаете, в чем кроются ваши проблемы, вы не сможете построить ни один план, ведь в его основе будут лежать неверные данные.
2. Аналитика рынка.
Что с ним происходит? Какая у него динамика роста? Чтобы ваша стратегическая сессия была предметной, вам необходимо знать куда движется рынок и какие у него перспективы. Вы должны знать его объем, глобальные и локальные тренды. Изменения на рынке происходят как в вашем регионе, так и в мире.
Например, если вы работаете в дистрибуции, обратите внимание на то, как ритейл и производители посягают на ваши объемы и пытаются избавиться от вашего посредничества. Посмотрите за рамки своей зоны комфорта. Какие новинки на рынке? Знаете ли вы, что использование роботов в ближайшие годы станет дешевле человеческого труда? Как это повлияет на вас? Вы готовы к этим изменениям? Как на счет big data и информатизации? Достаточно ли вы инвестируете в эти решения, не выпускаете ли вы это из своего поля зрения? Вы должны собрать эту информацию и разобраться как противостоять надвигающимся вызовам, как использовать тенденции, которые набирают обороты.
3. Бенчмаркинг.
Подготовьте образцы лучших бизнес-моделей, которые работают на вашем рынке. Есть компании, на которые вы хотите равняться? Нужно выбрать бизнеса, которые существуют примерно в таких же условиях, как ваши, и проанализировать, какие услуги они предоставляют, какую ценность для клиента создают. Есть ли что-то, что вы могли бы применить у себя? Не стоит смотреть на прямых конкурентов, ведь есть риск, что вы начнете копировать их решения. Равняйтесь на лучших, проанализируйте их деятельность. И подумайте, какую идею можно воплотить. Иногда не стоит изобретать велосипед.
Понравилась статья? Замечательно, подписывайся на наш канал! Не понравилась? Тогда подписывайся точно, будем исправлять всё вместе!
А ещё у нас есть канал в телеграм (готовы выстрелить из всех орудий, подписывайтесь, не упустите годноту) , ссылка в описании Дзен-канала.
Отбрось всё старое, включай голову и погнали вместе, в светлое будущее!