Найти тему

68. Счастье достижения и навыки реализации.

Мы обсудили несколько универсальных способов достичь ощущения Счастья, и еще одним из них является радость реализации целей.

Начали изучать метанавыки (SoftSkils), которые необходимы для перманентного развития мы с первой линии – физического развития – это все, что связано с телом, умением его адекватно использовать, сохранять в целости и сохранности, в общем получать от него всяческие радости и удовольствия, а за одно и развивать. Вторая линия - навыков коммуникаций – это про радость человеческого общения или минимизацию неприятностей, связанных с ними. Начальные навыки на этих линиях формируются в самом раннем детстве и без них ребенку не преодолеть 2 первых кризиса развития – самообслуживания и социализации и не закрепиться на 3 уровне развития, который мы называем «Подавление». Далее, чтобы успешно развиваться до 7-8 лет достаточно 4 метанавыков, которые мы уже рассмотрели, да и то в минимальном объеме. Всего то и надо - «ложку в руке уметь держать», научиться как-то говорить, осознавать личные границы и уметь уживаться в группе сверстников. После этого, естественного исследовательского интереса и тяги к игровой деятельности, заложенной в нас природой, вполне хватит для устойчивого развития на протяжении нескольких лет.

Но в какой-то момент возникают необходимость к выполнению определенных действий, которые не сводятся к удовлетворению интереса и игре – например продолжительных занятий, выполнения обязанностей по дому, соблюдения социальных ритуалов и обязательств. Это может быть не всегда приятно и часто сложно. И для этого уже нужны новые метанавыки, которые мы называем навыки реализации. Без них не преодолеть третий кризис – Самостоятельности и не перейти на уровень развития «Необходимость» (см. картинку). Навыки реализации – это о том, как получать удовольствия от достижения целей, иногда тяжелых и даже почти недостижимых. Надо сказать, что это один из самых приятных видов удовольствия, и чем сложнее цель, тем выше кайф. Правда эта формула работает только тогда, когда эта группа навыков достаточно хорошо прокачана.

Актуализация этой линии происходит в позднем детстве, когда мы начинаем осознавать необходимость выполнение определенных действий не только под воздействием сиюминутного спонтанного желания или под внешним давлением (родителей или воспитателей), а по собственной воле. Возникает внутренняя потребность делать что-то, что делать не всегда приятно и хочется. Если этого чуда не происходит, то дальнейшее развитие невозможно, так и придется всю жизнь подчиняться чужой воле (отсюда и «Подавление»).

И эта способность достигать результатов, связанных с преодолением сложностей, концентрацией на задаче, самоконтролем, отказом от маленьких удовольствий - вознаграждается механизмами позитивного подкрепления мозга. Человеческий мозг устроен таким образом, что он поощряет приятными ощущениями реализацию цикла «Цель - действие – результат» - это еще один универсальный способ испытать Счастье.

Важно отметить, что здесь мы пока не говорим о сколь-нибудь глубокой рефлексии своих жизненных целей и долгосрочных задач, это происходит гораздо позже на более высоких стадиях развития, если вообще происходит. Абсолютное большинство населения вообще не формирует каких-либо собственных авторских целей и не формулирует целостного портрета собственной личности, в котором все отдельно взятые цели и задачи увязаны друг с другом и выстроены в общей перспективе смысла. Седьмого уровня развития, который подразумевает актуализацию шестой линии развития (линии смысла и целостности) к сожалению, достигают очень немногие. Большинство населения принимают без особой рефлексии и возражений те жизненные задачи, которые внедряются в их сознание социумом и непосредственным окружением, или сформированным в коллективном бессознательном. Человек воспринимая эти цели как некоторую наперёд заданную данность и принимает на себя ответственность за их реализацию, кто-то делает это более, а кто-то менее осознанно.

Само по себе это не плохо, так как вряд ли ребенок в 6-7 лет может осознать необходимость обучения иностранному языку или смысл занятий какими-то тяжелыми физическими упражнениями, которые ему точно пригодятся в жизни. Но к счастью даже без этой глубокой рефлексии мы способны получать удовольствие от достижения результатов.

Ресурс, который мы получаем, преодолевая кризис самостоятельности очень мощный, его хватает еще на десятилетие и более постоянного развития. И все это время мы не просто бессмысленно вкалываем. Наши усилия подкрепляются удовольствием достижения результатов – получения хороших оценок, благодарности окружающих, достижений в спорте, получения образования, достижений в работе, возможности зарабатывать себе на жизнь и содержать семью.

Кто бы сказал, какой в этом во всем Смысл – но все равно приятно же.

Навыки этой линии жизненно необходимы на протяжении всей дальнейшей жизни. И чем на более высокий уровень развития поднимается человек, тем больших усилий требуется от него для реализации задач, и навыки этой линии так же качественно меняются. Более подробно мы их рассмотрим далее.

Гриша Сотников. 05.10.2018.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц