(ко Дню Учителя)
Жила-была на белом свете хорошая учительница истории. Звали ее Светлана Викторовна. И преподавала она историю в одной хорош..(зачеркнуто) в одной обычной школе на северной рабочей окраине.
И учился в этой школе один хороший ученик.
Ну и однажды так случилось, что он выиграл районную олимпиаду по истории.
Как это у него получилось – это черт его знает. Может, конечно, как говорят в футболе – «Оказался в нужное время в нужном месте». Хотя скорее – как говорят в Биологии: «Жизнь дается человеку один раз, и в основном – случайно». В общем – дело случая. Выиграл – и молодец.
Хотя, конечно, для их учебного заведения – случай был и впрямь исключительный. Потому как до того момента школа их если в чем и лидировала по району, то лишь по количеству стоящих на учете в детской комнате милиции и по внеплановым беременностям у старшеклассниц.
Короче говоря, Светлана Викторовна и до того относилась к ученику хорошо, а после – и еще лучше. Ученик сидел на последней парте и, завернув в обложку с надписью «Учебник истории» очередного ВальтерСкотта или ФениморКупера, спокойно их читал, а образовательный процесс шел своим чередом. Всем было хорошо.
Но однажды...
Была у Светланы Викторовны, как сейчас бы сказали – «любимая фишка». Очень она любила карточки. То есть, на маленьких картонках на одной стороне написан какой-нибудь год, а на другой – какое важное историческое событие в этот год произошло. Скажем, 1380 – Куликовская битва. Ученик подходит к столу, тянет из колоды карточку, видит год – называет событие. Или наоборот: видит событие – называет год. Увлекательно и педагогично.
Более того, этот метод Светлана Викторовна активно пропагандировала, так как являлась методистом по району, или что-то в этом духе.
В общем – однажды назначен был Открытый Урок. Слетелись все учителя истории с северной рабочей окраины, из класса были выставлены вон наиболее «тревожные» ученики, а на их место в качестве «усиления» были добавлены две бледных ботанички из класса «Б». И процесс передачи опыта пошел.
Ну и дошла очередь до карточек, и тут в качестве туза из рукава Светлана Викторовна и потянула хорошего ученика...
Трудно сказать, что на него нашло. То ли он чересчур понадеялся на свою фотографическую память. То ли как у классика:
- Кое-что изменилось с прошлого года...
- В жизни Пушкина??
- Не в жизни Пушкина. В экспозиции музея...
(с) С.Довлатов, «Заповедник»
То ли что-то изменилось в самой Истории, о чем ученик не удосужился узнать. Короче, выражаясь футбольным языком – «смазал» раз, потом другой, потом попутал царей Александра Второго и Третьего и прочее «нонче да надысь», после чего, уже выражаясь языком боксерским – «ощутимо поплыл» на глазах всей уважаемой исторической аудитории...
Надо было принимать решительные меры, и они последовали.
«История ничему не учит, но жестоко наказывает за незнание своих уроков».
- Миша, подойди ко мне, дай-ка я тебе лоб пощупаю, - ласково молвила Светлана Викторовна. Вслед за чем приложила ладонь к его лбу.
- О, да ты горячий совсем!
Тут ученик сделал вялую попытку опровергнуть данный тезис, потому как чувствовал себя на регулярные 36,6.
- Бегом в медицинский кабинет к ТатьянЯкльне! Или ты сейчас же умрешь!
Тут хороший ученик смекнул, что и впрямь – еще секунда промедления, и он сейчас же умрет. Потому что это со стороны лишь казалось, что ему Светлана Викторовна ладошку на лобик положила. А на самом-то деле – сжала голову так, что... Это как в стальном зажиме тренера по самбо Дмитрия Владимировича Серпорезюка оказаться во время демонстрации им нового броска, а Дмитрий Владимирович – он кистью набивной мяч мог сжать до размеров теннисного мячика! А Светлана Викторовна – сжала еще сильнее!
И хороший ученик со всех ног припустил по указанному ему направлению...
Характерно, что в итоге данный казус никак не сказался на хорошем к нему отношении. Даже более: когда ученик перешел в новую школу, и встал вопрос о его приеме в комсомол – то характеристику ему отписала как раз Светлана Викторовна. Причем такую, что не только в комсомол – а хоть сразу в молодые коммунисты принимай! Но это уже другая история...
Так что настоящий Учитель – это не только «сумма знаний и опытов», и различные педагогические приемы. Это еще и зоркий глаз, мгновенная реакция и готовность немедля отыскать единственно верное решение!