Во второй половине IX — начале XI вв. раннефеодальная Русь объединяет восточнославянские, часть финских и балтских народов Восточной Европы. Территория государства покрывается сетью опорных пунктов-крепостей. Местный сепаратизм «ломается» угрозой нападения хорошо организованной армии, костяк которой составляют наемники — варяги и прочее, преимущественно «северное» воинство. Соединив «Верхнюю» и «Среднюю» Русь, Олег Вещий налагает дань на радимичей (885 г.), оказавшихся геополитически между Смоленском и новой столицей — Киевом. Остатки радимичской автономии ликвидируются Владимиром в 984 г. Западные соседи радимичей — дреговичи — начали вхождение в состав Руси не позднее середины X в., когда их в качестве данников Киева упоминает византийский кесарь К. Багрянородный. Уже во времена Владимира Святославича Туровская (в своей основе дреговичская) земля была прочно закреплена за Киевом. Поэтапное присоединение славянских княжений к Киеву угадывается по данным письменных источников и документируется археологией. К числу памятников, которые отражают начальные этапы властвования Руси в Верхнем Поднепровье, относится Моховский комплекс, расположенный на правом берегу Днепра в 8-9 км к северу от г. Лоева Гомельской области. По ряду признаков он должен быть включен в разряд «открытых торгово-ремесленных поселений» (ОТРП). Еще несколько лет назад вопрос о наличии ОТРП на юго-востоке Беларуси не ставился.
Раскопки 26 курганов в Мохове провел в 1890 г. В.3. Завитневич. Он зафиксировал свыше 600 насыпей, т. е. обнаружил остатки самого крупного в Верхнем Поднепровье (после Гнездовского) могильника периода Киевской Руси. Впрочем, значение этого открытия ни автор первых раскопок, ни ученая общественность не осознали. В 2003-2008 гг. изучение Моховских курганов продолжено под руководством О.А. Макушникова экспедицией ГГУ им. Ф. Скорины. Отмечено более 300 насыпей разной сохранности, раскопано 27 курганов с примерно 34 захоронениями. Памятник отличается от обычных сельских могильников не только большими размерами. Могилы демонстрируют пестроту ритуала (повышенный процент кремаций, ингумации на горизонте, иногда — на подсыпке, в яме или в «сидячем» положении; ориентировка умерших на запад, иногда — на восток, север, наличие в трех курганах конструкций в виде камерных гробниц; присутствие в ряде случаев каменных выкладок и пр.). Северная ориентировка умерших характерна для финноязычных племен, восточная — для балтских, «сидячие» погребения — для Скандинавии. Камерные гробницы признаны элементом «дружинной культуры» Руси Х-ХI вв. Каменные выкладки при захоронениях не характерны для славян Верхнего, Среднего Поднепровья и Полесья, зато являются необходимым атрибутом захоронений балтов, финов, скандинавов и тех славян, которые контактировали с народами Северной и Восточной Балтии, финскими землями. Важно отметить, что предметов, связанных с местной культурой дреговичей и радимичей, в Мохове нет. Напротив, здесь распространены вещи кривичского или балто-славянского (характерные подвески, проволочные браслетообразные кольца и др.), латгальского (остатки накидки «виллайне»), финского, скандинавского (железные крученые браслеты, перстни, вероятно, шейные гривны) происхождения.
Необычный характер памятника определяется и повышенной встречаемостью предметов вооружения и воинского быта. Открыты боевые топоры, копья, наконечники стрел, части воинских поясов и др. В сельских курганах такой материал не встречается. Повышенный социальный статус жителей Мохова определяется находками ножниц, деревянного ведра, коромысла карманных весов, «шишечных» зерненых бус, денария-подвески чеканки чешского короля Болеслава II 972/3-999 гг., обломков сребреников Владимира Святославича и остатков брактеата.
Особенности Моховского комплекса заметно выделяют его из массива селищ и могильников радимичско-дреговичского пограничья. Мы имеем дело не только с крупнейшим поселением периода Киевской Руси на землях Верхнего Поднепровья, но и с достаточно ранним. По своим особенностям Мохов сопоставим с широко известными ОТРП ІХ-ХІ вв. (Гнездово, Шестовица, Тимерево и пр.). «Иноэтничный» (по отношению к дреговичам и радимичам) и разноэтничный (кривичи, финны и др.) состав моховского населения, его выраженный социально-обособленный и вооруженный характер, размеры памятника позволяют предполагать, что в X-XI вв. на Днепре близ устья Сожа размещалось обширное поселение, значительную часть жителей которого составляли воины. Следует отбросить мысль о том, что Мохов контролировали отряды бродячих варягов. В условиях мощной державы Святослава, Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, расположение на подступах к Киеву неподвластного военного лагеря невероятно. Именно великие князья были создателями такого поселения.
Мохов расположен весьма удобно — почти в устье Сожа, на берегу озера, которое могло служить и гаванью, и местом организации верфей. Причин возникновения здесь большого военизированного поселения было несколько. Если говорить о военно-политической, то таковой выступала необходимость для Киева окончательного подчинения дреговичей и радимичей. Мохов был крупным военным лагерем на днепровском отрезке пути «Большого полюдья» и поэтапно укреплялся в X — первой половине XI вв. (возможно, с конца IX в.), т. е. в период «собирания» и закрепления славянских земель вокруг Киева. Е.А. Шинаков полагает, что к 984 г. земля радимичей оказалась окруженной «как стальными клещами» опорными пунктами русов; при покорении радимичей русы нападали на противника из нескольких военных лагерей (например, из Гнездово, Шестовицы, Левенки), т. е. с севера, востока и юга. Материалы Мохова указывают и на юго-западное направление нанесения таких ударов.
Понятно присутствие в Мохове воинов-кривичей, выходцев из северных территорий Европы. Они, не связанные с местной аристократией, могли выступать мощным инструментом в ходе подчинения Киеву аборигенного населения. Именно «северные» воины были основным населением военных лагерей Руси второй половины X — первой половины XI вв. и в Брянском Подесенье (скандинавы, славяне, балты, финны). Практика Владимира Святославича использовать «северные» отряды для решения общерусских военно-политических проблем хорошо известна по летописным сведениям. Родиной оказавшихся в X в. в Мохове воинов-кривичей и членов их семей была Смоленщина или Полотчина. Именно в это время в Мохове начинают распространяться кривичские украшения. Обряд и инвентарь многих погребений Мохова конца X — первой половины XI вв. — полный аналог кривичских курганов Заславльского могильника под Минском.
Продолжение материала читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.