Утром следующего дня мы со Надеждой поднялись пораньше, слегка перекусили и помчались на страсбургский вокзал, чтобы успеть на поезд, отправляющийся в Нанси – следующий объект нашего путешествия по Франции. А всего в этот день у нас было запланировано посещение двух городов: Нанси и Мец.
Добраться из Страсбурга в Нанси можно на прямом поезде (примерно 1.5 часа в одну сторону).
А вот так выглядит местный поезд типа нашей электрички.
Разница, как видите, существенная. В этой «электричке» не было не только «давки», как у нас в «час пик» (когда мы и отправились в путь), но и особо жаждущих «давиться» - тоже. Так, несколько человек – вместе с нами - на весь вагон… Курсирует поезд между ближайшими населёнными пунктами. Двери в вагонах открываются автоматически. Туалеты тоже полностью автоматизированы.
Нанси (Nancy) — бывшая столица герцогской Лотарингии, ныне — экономическая столица региона и главный университетский город Франции: здесь проживает около 47 000 студентов и находится три главных университета Франции.
Город Нанси расположен на реке Мёрт и канале Марна - Рейн.
Городу очень повезло, что Станислав Лещинский – король польский, великий князь литовский и последний герцог Лотарингии – решил построить площадь в честь своего тестя французского короля Людовика XV. Герцог являлся владельцем лотарингских земель с 1737 года, получив их при соединении Лотарингии и Франции, и заказал Эммануэлю Эре (главному архитектору герцогства с 1738 года) проект Королевской площади. Теперь её называютПлощадью Станислава.
С похода к этой великолепной площади мы и начали осмотр города.
Триумфальная арка Нанси
Триумфальная арка появилась одновременно с площадью Станислава и являет собой памятник славы Людовика XV. Она была центральным элементом укреплений, отделявших Старый город от Нового. Строили арку с 1753 по 1755 годы. Декор арки, естественно, посвящен теме войны и мира (имеются в виду военные победы Людовика XV и удачные мирные соглашения), - на барельефах изображены различные военные баталии и дипломатические дискуссии.
Через эту Арку мы и войдем на Площадь Станислава.
Площадь Станислава сейчас является центром города, соединяющим две его части: Старый город эпохи Средневековья (16-17 веков) и Новый город. Площадь построена по проекту архитектора Эммануэля Эре в 1751-1775 годах и входит в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Станислав был грамотным правителем и меценатом: восстанавливал герцогство, опустошённое войнами, окружил себя артистами и художниками. Именно он познакомил Лотарингию с искусством барокко, которое отсюда распространилось на всю остальную Францию.
Жители Нанси считают площадь Станислава самой красивой площадью в мире. Она не велика — всего 106 на 124 метра, но замечательна своими выверенными пропорциями, своей архитектурой и больше походит на столичную площадь, чем на провинциальную. Площадь ограждена монументальными коваными решётками бронзовщика Жана Ламюра, украшенными лилиями и вензелями Людовика XV. Здесь же размещаются красивые фонтаны Нептуна, которые, увы, не работали во время нашего посещения площади.
Всю южную сторону площади занимает Ратуша, где заседает муниципалитет. Центральный фронтон здания украшен изображениями гербов Станислава и Нанси. Центральные часы украшены двумя аллегорическими статуями, изображающими справедливость и осторожность.
Рядом с Ратушей находится Национальный оперный театр Лотарингии
Лещинский вложил в обустройство площади немало своих денег. Так, он спонсировал установку четырёхметровой королевской статуи, отлитой из бронзы, с постаментом, украшенным аллегорическими фигурами, которую впоследствии - в Революцию - уничтожили. Сейчас на её месте стоит статуя самого Станислава, отлитая из бронзы в 1820-е годы.
На этом фото видна часть здания Ратуши и статуя Станислава.
Но, очень интересным решением было устройство на площади зеркальных полусфер, с помощью которых можно сделать панорамные снимки площади, а заодно – и себя любимой. Могла ли я этим не воспользоваться?
На этом снимке я запечатлела себя на фоне Ратуши, оперного театра и статуи Станислава.
А что, прикольно получилось, хотя качество изображения - из-за естественных причин (грязноватая поверхность полусфер) – желало бы лучшего.
Музей изящных искусств Нанси
Музей изящных искусств в Нанси был создан в 1793 году и был одним из первых музеев, созданных во Франции после Великой революции. Это обстоятельство позволяет считать его одним из старейших музеев в стране.
В музее собраны живопись и скульптура европейских мастеров XIV-XX веков. Среди наиболее известных художников, представленных в музее изящных искусств Нанси, стоит назвать Рубенса, Перуджино, Тинторетто. Музей располагает полотнами мэтров XIX-XX веков Эжена Делакруа, Эдуарда Мане, Анри Матисса, Пабло Пикассо и Амедео Модильяни и других.
А вон там, за золотыми воротами площади Станислава виден Кафедральный собор Благовещения
К нему мы и направимся с целью осмотра других достопримечательностей Старого города.
Кафедральный собор благовещения
Кафедральный собор начали строить в 1703 году при герцоге Леопольде. Идея появления собора принадлежит его предшественнику Карлу III, пожелавшему для своей столицы – Нанси – статуса епископского города.
В 1720 году купол трансепта собора расписал художник Клод Жаккарт, изобразив сцены из Ветхого и Нового заветов. В середине XVIII столетия в храме также появился орган работы братьев Дюпон, а в 1763 году в соборе был установлен алтарь, выполненный из разных видов мрамора.
Главные ценности собора хранятся в сокровищнице. Они датируются X-XVIII веками.
Мы, конечно же, заходили во все храмы на пути, но в основном, с целью слегка отдохнуть телом, да и душе своей позволить наполниться покоем и благостью. Для этого там созданы все условия. Фотографий же внутри храмов я выкладывать не стану. Они не могут передать красоты (при всей простоте) их оформления.
Базилика святого Апра
Базилика святого Апра находится в 200 метрах к северу от площади Станислава. Святой Апр был епископом города Туля в 6 веке и проповедовал святое Евангелие. Посвящённая ему базилика воздвигнута в 19 веке. Она выстроена из розового песчаника, в неоготическом стиле.
Первая церковь на этом месте появилась в 11 веке, в 15-м её заменили готической постройкой, однако к 19 веку от неё осталась только башня. За реконструкцию здания отвечал Проспер Мериме, именно он решил восстановить его в стиле готики — так она идеально вписалась в застройку центра города.
Базилика славится интересными витражами, их в церкви насчитывается больше 70; часть из них были подарены храму Наполеоном III и императрицей Евгенией. Неф базилики Святого Апра покрыт красочными росписями и мозаиками. Венская мебель украшает интерьер базилики, а орган работы мастера Жозефа Мерклена был даже премирован на Всемирной парижской выставке 1867 года. С тех пор на нем сыграли многие выдающиеся органисты Франции, чтобы определить, так ли он хорош, как о нем говорят.
Центральная стреловидная башня постройки возвышается на 87 метров и видна издалека.
Дворец герцогов Лотарингии
Дворец находится в 300 метрах к северу от площади Станислава. Это постройка эпохи Ренессанса. Долгое время дворец был резиденцией герцогов Лотарингии, в настоящий момент здесь располагается Исторический. После поражения Карла Смелого в битве при Нанси дворец был заброшен, но при Рене II, в 1502 году, его реконструировали.
Работы завершились в 1512 году при герцоге Антуане, чья конная статуя украшает флигель привратника. Леопольд I пожелал превратить дворец в новый Лувр, что потребовало существенных переделок, в частности, была разрушена роскошная парадная лестница. Нового Лувра не получилось — проект встретил финансовые затруднения, так как началась Тридцатилетняя война. Этот незаконченный дворец герцог Станислав Лещинский превратил в свою резиденцию.
Порт-де-ла-Краф
Это - ворота в Нанси, единственная сохранившаяся часть от средневековых городских укреплений. Они были построены в XIV столетии после того, как территория Нанси увеличилась, в том числе и за счет поглощения двух ближайших к городу деревень. Это фортификационное сооружение защищало когда-то подходы к Нанси. Долгое время оно носило другое название, данное потому, что рядом жили прокажённые. Нынешнее название, данное в 15 веке, до сих пор не разгадано.
В 1463 году были построены две мощные круглые башни ворот, перекрытые конической кровлей. Их стены — толщиной более 3 метров. Они выдержали ни одну атаку Карла Смелого в ходе битв при Нанси. В одной из них - в 1477 году он и погиб.
В Средние века ворота представляли серьезное фортификационное сооружение, охранявшие город воины могли стрелять из луков через бойницы и лить на головы врагов раскаленное масло.
Церковь святого Себастьяна
Возведение первоначальной церкви началось в XVI веке, точнее в самом его конце, в 1593-м году, однако вскоре разразилась война, и работы были прерваны. Святого Себастьяна в те времена особенно ценили, так как он помогал больным, а в регионе свирепствовала чума. От этой первой постройки, 16 века, сохранился только ретабло в алтаре. Церковь была заброшена и потихоньку разрушалась, а в 1719 году окончательно уничтожена пожаром.
Нынешнее здание датируется серединой 18 века и обязано своим появлением герцогу Леопольду. Архитектором был местный, Жан-Николя Жанессон.
Церковь святого Леона – возле вокзала.
Церковь Сен-Леон выдержана в нео-готическом стиле. Построивший её в XIX веке, архитектор явно пытался подражать старинным французским соборам и, в общем, преуспел.
Ну что же, с Нанси мы, пусть и поверхностно, - со Старой его частью, но ознакомились.
И в этот день нас ждал еще Мец… А меня лично - еще и очень важное и радостное известие...
Начало - Путешествие по Франции (и не только)
Предыдущая часть - Страсбург. Франция. Продолжение «Путешествие по Франции (и не только)»
Продолжение - Meц. Франция. Продолжение "Путешествие по Франции (и не только)"
Статья на нашем сайте: Нанси. Франция. Продолжение «Путешествие по Франции (и не только)
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте Лайк!
Подписывайтесь на наш канал и читайте ежедневно новые статьи, блоги и темы.
Наши страницы ВКонтакте и Facebook. Там так же много интересного!
Некоторые изображения на нашем канале взяты из открытых источников, Яндекс-Картинок и социальных сетей.