Никто никогда и нигде не любил ленивых людей. Такие люди всегда вызывали насмешку и презрительное отношение.
Но кто никогда не ленился?! Чувство лени знакомо каждому. Например мне, пишущему эти строки, в эту самую минуту страшно лень заниматься писаниной. Однако своя лень ближе, роднее. Ее мы понимаем и прощаем. А когда наступает пора действий, от которых не отвертеться, мы осторожно и аккуратно убираем нашу лень в сторонку. До лучших времен. Что бы потом вновь бережно достать и наслаждаться ей.
Но если мы видим лень у других, а, тем более, если она затрагивает наши интересы, то вот тут ленивого человека мы не можем не простить, ни понять.
Вспомните своего ребенка. Что вы чувствуете и делает, когда видите, что он ленится? Нас охватывают чувство справедливого негодования и жажды воздать по заслугам лентяю!.. Если, конечно, нам самим не лень заниматься этим самым воздаянием.
Способов противостоять лени очень много. Способов до конца победить лень нет ни у кого. И тому есть вполне себе весомые причины. О способах борьбы с ленью мы поговорим в следующих статьях. Сейчас же я предлагаю разобраться в причине ее возникновения.
Лень ребенка, обучающегося в школе, лежит в основе большинства причин его негативных результатов обучения и воспитания. Почти все родители это понимают и в бессилии разводят руками: "Ну что я могу поделать с ним? Вот такой он у меня. Лень вперед него родилась..." И когда недовольство родителей достигает определенного предела, начинаются те самые воздаяния по заслугам. Однако это не работает и лень продолжает овладевать юным организмом вновь и вновь.
Победить лень можно только знанием - осознанием сути возникновения этого чувства. Тогда родителям легче будет понять действия (или бездействия) ребенка, простить его и сдержать свое негодование. А ребенку поможет осознанно противостоять лени.
Что же такое лень и почему ее нельзя победить окончательно?
Чувство лени - один из древнейших рефлексов любого живого организма. Оно сродни чувству самосохранения или чувству продления рода. Это чувство является защитным и призвано сдерживать высокую активность всех систем организма для минимизирования потери энергии. Обратите внимание на периоды активности и пассивности любого животного. например когда животное голодно, оно начинает двигаться активно в поисках пищи. Но как только животное насытился, оно ощущает потребность спать или ограничивать свои движения. Организм включает механизмы экономии полученной энергии. Мы его называем ленью.
Как все помнят из школьного курса биологии, мы, люди, напрямую относимся к классу млекопитающих и, хотя и изучаем самих себя отдельно от остальных животных, тем не менее относимся именно к их царству. Соответственно базовые принципы биологического существования у всех нас одинаковые. В том числе и чувство лени.
Человек ленится по той же самой причине, что и другое животное - для наиболее экономного расхода энергии. Потому что, неосознанно, понимает, что когда эта самая энергия иссякнет, все жизненные функции организма остановятся. Наступит смерть.
Однако у нас, людей, чувство лени более выражено и ненасытно. И во всем виноват тот орган, который выгодно выделяет нас из остального царства животных - головной мозг. Мозг любого существа является наиболее энергоемким органом. Чем сильнее он функционирует, тем больше потребляет энергии, тем сильнее начинает работать защитная реакция человека - лень. Мы знаем, что человек не использует свой головной мозг даже на 25%. Однако если представить себе, что в один миг этот орган заработает на все 100, то результатом такого всплеска, скорее всего, будет летальный исход.
А теперь представьте, как интенсивно и продолжительно работает (или должен работать) головной мозг школьника.
Поэтому в следующий раз, когда вы увидите своего ребенка, лежащего на ворохе тетрадей, или бессмысленно уставившегося в учебник, не спешите спускать на него свой гнев! Вспомните, что им овладело чувство, которое древней, чем сам Homo sapiens и сопротивляться которому сложно.
Однако тот самый орган, который наиболее часто пробуждает наиболее сильные приступы лени, является и тем, что может их победить. Поговорим об этом в другой раз, а пока попробуйте объяснить ребенку все вышесказанное. Пусть это будет первым шагом его осознанного противодействия самому себе.
Не ленитесь! Поставьте лайк, подпишитесь на этот канал и оставьте свои комментарии!