Кто не видел картины Репина? Кто не восхищался ими? Они у нас, можно сказать, в крови.
Нам с детства знакома картина Репина «Бурлаки на Волге». И с детства знакомо русское «Эх, дубинушка ухнем.» Прощаясь с детством , со школой, уносим в душе с уроков литературы и бурлаков Репина, и русскую «Дубинушку». Уносим надолго. Навсегда.
Но здесь, в Каире, уже будучи взрослым, я увидел мужчин, запряженных в лямки. Они тянули парусник по Нилу.
Бурлаки не умирали. Просто они переметнулись в Египет . В Каир. Поменяли цвет кожи. Цвет глаз. Цвет волос. Вот они, на берегу Нила, впрягшись в лямки тянут баржу. Каждый раз мне хотелось их сфотографировать. Каждый раз, автобус проносился здесь на высокой скорости. А мелькающие машины, велосипеды, мотоциклы мешали сфокусироваться на кадре. Как нарочно.
Со стороны казалось, что мужчины в лямках не прилагают усилий. Тянут резво и даже бегом. В охотку.
Но это только со стороны. Это только казалось.
В записной книжке я тогда записал:
Так это ты экзотикой манила
Страна пустынь, и вечных пирамид!?
В изящном стиле парусник по Нилу,
Как сувенир по зеркалу, скользит.
Я мучился и не знал, как пристегнуть к этому паруснику бурлаков. Тогда парусник потерял бы всю изящность. Зато выпятилась бы наружу реальность бурлацкой жизни. Такой же, как во времена Репина. Но только в другой стране. И в другом веки.
Четверостишие так и осталось в записной книжке. Не вырвалось из ее страничек. Не судьба. А стихотворение не состоялось. И не состоялись мои бурлаки.
�?