В экспозиции Краснодарского Парка Победы есть уникальная подводная лодка М-261.
Подводная лодка М-261 относится к проекту А615.
Построена она была в 1955 году на заводе "Судомех" (Ленинград, ныне Адмиралтейские верфи).
Находилась в строю с 1956 по 1965 год.
Затем находилась на консервации.
В 1980 году была передана в Краснодарский музей "Оружие Победы", где и служила в качестве экспоната с 1982 года.
Некоторое время была на плаву, но потом постепенно вросла в дно, вода ушла и теперь лодка стоит на суше.
Проект А615, по которому построена М-261 - это уникальная, но тупиковая ветвь развития советского подводного флота.
Для повышения скрытности и автономности было решено сократить количество всплытий для зарядки аккумуляторных батарей.
При каждом всплытии у берега врага подводная лодка рискует быть обнаруженной.
Без всплытий лодка быстро израсходует заряд батарей и не сможет двигаться.
Было много попыток избежать этого.
Например, устройство работы дизеля под водой (Шноркель).
Но с ним лодка может быть замечена с воздуха по характерному следу "усов" на водной поверхности.
Ещё один вариант - заставить дизели работать по закрытому циклу.
Поставить на лодке большой баллон с жидким кислородом для питания двигателя.
То есть, использовать в подводном положении не электромотор, а дизель (единый двигатель надводного и подводного хода).
Именно по такой схеме и была разработана энергетическая установка малых подводных лодок проекта А615.
М-261 - это небольшая подводная лодка.
Её длина 56.8 м, надводное водоизмещение 405 тонн, а подводное - 503.
У лодки три дизельных двигателя и три винта.
Вооружение состояло из четырёх 533-мм торпедных аппаратов в носовой части.
Запасных торпед не предусматривалось.
Зенитно-артиллерийское вооружение состояло из одного спаренного 25-мм автомата 2М-8 - переработанного для подводных лодок варианта установки 2М-3.
На запасах жидкого кислорода и одном главном двигателе (900 л.с.) подводная лодка могла двигаться около 100 часов со скоростью 3.5 узла (дальность хода 350 миль).
При необходимости могли подключаться два вспомогательных мотора по 700 л.с., которые разгоняли лодку до 15 узлов, но дальность хода катастрофически падала до 56 миль.
Боевое значение ПЛ пр.А615 утратили очень быстро.
Во-первых, жидкий кислород быстро испарялся и лодки теряли основное преимущество - возможность надолго погружаться под воду.
Во-вторых, испарившийся кислород очень сильно повышал уровень пожарной опасности на лодках (было несколько пожаров и взрывов, гибли моряки).
В-третьих, работающий дизель издаёт гораздо больше шума, чем электромотор и лодку хорошо и далеко слышно.
Практически все лодки пр.А615 были списаны на консервацию и последующую разделку в конце 1960-х годов.
Ещё одна лодка проекта А615 ( М-296 ) есть в Одессе на мемориале "411-батарея".
Состояние подводной лодки М-261 - ужасное.
Если издали она ещё более-менее похожа на подводную лодку, то вблизи видно, что время и коррозия проели лёгкий корпус насквозь.
Гребные винты тоже пропали.
От горизонтальных рулей остался только скелетик.
Лодка вся покрыта дырами от ржавчины.
Так что спешите увидеть редкий экземпляр нашей военно-морской мощи, пока он ещё есть.
...детальные фото и координаты...