Неонуар (neo-noir) – нуар, снятый после 1964 года. Такое определение дает «Энциклопедия фильма нуар» под редакцией Алена Сильвера. Нуар – был одним из интереснейших явлений Голливуда, поэтому неудивительно, что кинематографисты обращались к нему и в 70-х, и в 80-х, и в 90-х, и в двадцать первом веке. Границы явления сильно размыты, многие исследователи и киноманы включают в неонуар даже «Криминальное чтиво» с «Бегущим по лезвию». Основания под этим есть, но лучше сузить понятие: неонуар – это фильм, который реконструирует киноязык «черного фильма» новыми средствами или использует культурные смыслы и нарративные ходы жанра без привязки к эстетической части. Не каждый фильм про ограбление нуар, но фильм про ограбление в насквозь прогнившем мире, где нельзя верить никому, а выжит в финале – худший исход, чем умереть определенно принадлежит неонуару.
10 первоклассных неонуаров
Долгое прощание (The Long Goodbye) 1973, режиссёр – Роберт Олтмен. Один из главных режиссеров Нового Голливуда экранизирует роман Раймонда Чандлера, перенеся действие в начало семидесятых. Усталый Эллиот Гулд в роли Филиппа Марлоу распутывает дело об убийстве жены старого компаньона. Визуально «Долгое прощание» имеет мало общего с классическим нуаром, однако реализация ключевой для жанра темы предательства освежает по-настоящему мизантропическим взглядом на человечество. Фильм оставляет послевкусие, сравнимое с лучшими нуарами сороковых и пятидесятых.
Китайский квартал (Chinatown) 1974, режиссёр – Роман Полански. Одна из главных причин, почему Полански пользуется уважением среди киноманов мира несмотря на свои «шалости». «Китайский квартал» – атмосферное эпическое высказывание об Америке, коррупции, природе власти в форме неспешного напряженного неонуара.
Убийство китайского букмекера (The Killing of a Chinese Bookie) 1976, режиссер – Джон Кассаветис. Трудно найти второго американского режиссера, визуальный стиль которого подходил бы для нуара меньше, чем Джон Кассаветис. Тем не менее он снял настоящий неонуар с блэкджеком и стриптизершами.
Хэммет (Hammett) 1982, режиссер – Вим Вендерс. Постмодернистский нуар Вендерса, который должен быть открыть немецкому режиссёру дорогу в Голливуд. На деле съёмки фильма превратились в настоящий производственный ад, что надолго отвратило Ведерса от американской кининдустрии. Конец двадцатых двадцатого века, Дэшил Хэммет пишет очередной бульварный детектив, параллельно в качестве частного детектива ведет поиски пропавшей китаянки. Эпичный провал своего времени с каждым годом становится все лучше и лучше.
Синий бархат (Blue Velvet) 1986, режиссёр – Дэвид Линч. Самый важный американский фильм восьмидесятых и начало того Дэвида Линча, которого мы знаем, ценим и любим. Рецепт шедевра прост: взяв за основу несколько типичных сюжетных ходов нуара (девушка в опасности, криминальная преисподняя ближе, чем кажется, прекраснодушный юнец сталкивается со своей противоположностью), Линч придал этим хорошо знакомым ингредиентам трансцендентальной глубины. «Америка – не то, чем хочет казаться» – убеждали классики нуара. Линч превращает США с постмодернистским размахом в чистый симулякр. Реальности накладываются друг на друга, переходят во что-то иное непонятное и тревожное, тревога перерастает в паранойю.
Перекресток Миллера (Miller's Crossing) 1990, режиссеры – Джоэл Коэн, Итан Коэн. Если кто-то скажет, что лучший фильм братьев Коэн - «Старикам здесь не место», не верьте. «Перекресток Миллера» – визуально сочный, тонкий, стилизованный неонуар в декорациях Нового Орлеана тридцатых. А ещё это лучшая экранизация «Красной Жатвы» Дэшила Хэммета. Это серьезно, если учесть, что по тому же роману сняты «Телохранитель» Куросавы и «За пригоршню долларов» Леоне.
Подозрительные лица (The Usual Suspects) 1995, режиссёр – Брайан Сингер. «Величайшая хитрость дьявола заключается в том, что он убедил всех, что не существует». Если судить о Брайане Сингере только по этому фильму, может сложиться впечатление, что он один из лучших мастеров саспенса в Голливуде. Увы, «Подозрительные лица» – единственный большой творческий успех режиссёра.
Скала Малхолланд (Mulholland Falls) 1995, режиссер – Ли Тамахори. Этот сверхстилизованный неонуар начинается с эротической сцены с участием Дженнифер Коннелли, смонтированной с хроникой ядерных испытаний. Как фильм с таким началом может быть плохим? «Скала Малхолланд» – настоящий круто сваренный палповый нуар. Ник Нолти в роли лидера группы полицейских-чистильщиков, занимающихся бессудными расправами над криминальными элементами в Лос-Анджелесе 50-х. Он расследует убийство элитной проститутки (Коннелли), с которой по стечению неонуарных обстоятельств у него был роман. Насыщенная красно-желтая картинка, нарочито крутые герои, цвет Голливуда 90-х от Майкла Мэдсена до Джона Малковича в актерском составе. Единственный минус – дурацкий финал, который не позволил фильму стать современной классикой и похоронил «Скалу Малхолланд» в тени неплохих, но более конвенциональных «Секретов Лос-Анджелеса».
Человек, которого не было (The Man Who Wasn't There) 2001, режиссеры – Джоэл Коэн, Итан Коэн. На этот раз братцы обратились к ещё одному распространённому в нуаре сюжету о (не)идеальном преступлении. Череда трагикомических совпадений приводит к полной фатализма развязке. Выверенный черно-белый стиль и фирменный черный юмор братьев.
Черная орхидея (The Black Dahlia) 2006, режиссер – Брайан Де Пальма. Фильм-близнец «Скалы Малхолланд». Тот же навороченный сюжет, тот же стиль ради стиля, те же герои, круче которых только горы, те же несправедливо низкие рейтинги у зрителей и критиков.