В мире искусствоведов по-прежнему не утихают споры вокруг «Черного квадрата» Малевича. Что это? Гениальный шедевр или дутая мазня? Concepture публикует статью, освещающую социокультурный контекст этого произведения.
Впервые "Черный квадрат" появился в эскизах Малевича к опере Матюшина "Победа над солнцем". По замыслу Малевича он должен был заменить солнце и символизировать победу искусственного человеческого начала над органическим природным. В качестве концептуального проекта Малевич датирует создание «Черного квадрата» 1913 годом, однако картина в том виде, в каком ее все знают, была завершена только в 1915. Она была показана публике на «Последней футуристической выставке картин 0,10». Малевич специально поместил ее в так называемый «красный угол» (красный угол – это наиболее почетное место в доме у православных христиан, куда помещается икона). Подтекст этой акции превращал ее в провокацию: смотрите, на месте Бога – ничего, пустота, черный квадрат!
Примечательно, что Малевича не сожгли на костре, а вознесли на вершину, тем самым признав легитимность его богохульных прокламаций. Его PR-акция совпала с веяниями века (нигилизмом в Европе и ростом атеистических настроений в России). Успех этой выставки положил начало целой тенденции концептуального искусства, мастерство и глубина чувства в котором отбрасываются за ненадобностью, а на первом месте стоит умозрительный смысл, концептуальное значение, которое автор вкладывает в свою конструкцию. Произведение концептуальной живописи невозможно понять без сопроводительного текста на 5 страниц, изобилующего малопонятными терминами, для своей дешифровки, в свою очередь, требующих обращения к специальным словарям.
Со временем интеллектуальная мода превращается в одержимость. Если ты не понимаешь художественной ценности «Черного квадрата», значит ты не дорос до понимания этого великого произведения. Версия о том, что понимать-то собственно нечего – сразу же отвергается. Искусствоведы и критики успели изобрести уйму всевозможных интерпретаций, оправдывающих «Черный квадрат». Можно услышать заверения, что картина обладает магическим воздействием на сознание, что она завораживает зрителя и открывает ему бездны Вселенной, первоначальное Ничто и прочее прочее в таком духе. Но все мы помним бессмертные строчки классика: «теория, мой друг, суха, а древо жизни зеленеет вечно»...
Полную версию статьи читайте на сайте concepture.club