Найти тему
Все любят оперу!

Почему мы не любим оперу?

Святослав Беседин в роли Малюты Скуратова. опера "Царская Невеста". Режиссер Полина Бертэн. Фото Сергей Милицкий
Святослав Беседин в роли Малюты Скуратова. опера "Царская Невеста". Режиссер Полина Бертэн. Фото Сергей Милицкий

Вот вы не любите оперу (допустим). А вы спрашивали себя, почему?

Может быть, это идет из детства? С того момента, когда вы пришли с родителями с оперу и, как принято говорить в современном мире, произошел разрыв шаблона? Вместо юной героини на сцене оказалась солидная дама в годах и в... теле? И стало очень скучно. И музыка не отразилась в душе. И сказка не случилась. Ведь, как ни крути, какая бы ни была прекрасная музыка, а опера это еще и "картинка". Даже в самых простых версиях. А уж в театре, на полноценной постановке, хочется погружаться в действо, оказываться там среди героев. А тут вместо юной Джульетты поет ее бабушка. Даже, если очень хорошо поет, но не Джульетта, не Джульетта... Облом, даааа....

А может вы попали не на тот спектакль? Неважно в каком возрасте. Чтобы слушать серьезную музыку, нужно хотя бы немного быть к этому готовым. А лучше совсем готовым. А потому нужно начинать слушать постепенно. С каких-то простых вещей. Пусть с популярных. Кстати, тут интересно. Нас в повседневной жизни постоянно окружает классическая музыка. В том числе, увертюры и арии из опер. Ой, возможно, вы не знаете, что такое увертюра? Если совсем упростить, то это основная тема оперы, вступление, можно сказать ее "рама". Немного я об этом писала здесь. И там же знакомлю с основной идеей и темой этого канала.

Так вот. Когда я для себя стала разбираться с этой темой, обнаружила, что знаю очень многие классические произведения на слух. Названия и композиторов не знаю, а мелодию слышала сто раз. Я не знаю, плохо это или хорошо, но уж как есть. Впрочем, я с самого начала сказала, что этот канал не для профессионалов, а для тех, кто хочет лучше понимать классическую музыку и оперу. Для таких же обычных людей, как и я.

К чему я веду мысль. К тому, что если хотя бы немного классическая музыка нравится, то можно с чего-то начать, а потом идти все дальше и дальше. Говорят же, что аппетит приходит во время еды. Так вот, это не только про еду. А по аналогии с едой: невозможно проглотить разом целого барашка. А вот смаковать его по-кусочкам, очень даже вкусно.

Еще одна причина, которая могла когда-то отвернуть от оперы - слов не разобрать. Тут и да, и нет. Конечно, если опера поется на родном языке, то очень хочется слова понимать. Я сейчас много читаю про оперу и наткнулась на такую интересную мысль. Если артист уважает зрителя, то он поет так, что слова понятны. Поговорила об этом с профессионалами и они подтвердили, что так и есть. А еще выяснилось, что современные молодые оперные певцы в основном поют понятно. Их сейчас так учат.

Кстати, в последнем я лично убедилась на опере "Царская невеста", которую поставила режиссер и создатель проекта "Опера для всех" Полина Бертэн. Я понимала практически все слова, за исключением тех партий, где пели несколько героев одновременно. Но я то как раз пыталась проглотить, если не барашка, то баранью ножку уж точно. И, благодаря очень удачной постановке, плюс очень удачный актерский состав, мне это практически удалось.

И еще одно "кстати". Все артисты в постановке вполне соответствуют возрасту своих героев. И там, где они должны быть юные и прекрасные, они именно такие. При этом и поют прекрасно. Например, на фото к этому материалу молодой оперный певец Святослав Беседин, который играет роль Малюты Скуратова. Да как играет. Это однозначно нужно один раз увидеть.

Полина Бертэн называет еще одну причину, почему люди не любят оперу. Они ее никогда не слышали. Именно в театре. Просто потому, что в том населенном пункте, где они живут, театра никогда не было и нет. Человек не может любить то, чего не знает. Это факт. И проект "Опера для всех" придуман как раз для тех городов, где нет оперных театров. Полина ставит свои спектакле с таким расчетом, чтобы их можно было показать практически на любой сцене. И с минимумом декораций. Но зритель при этом должен увидеть полноценный спектакль. Причем спектакль классический, такой, каким об был задуман изначально. В этом есть определенный смысл. Но о нем я расскажу чуть позже.

Думаю на сегодня пищи для размышлений вполне достаточно. Добавлю только про слова в опере. Разве нам нужны слова, когда поют, допустим, на итальянском языке? Мы просто наслаждаемся прекрасной музыкой и прекрасными голосами.

Среди людей, которые утверждают, что не любят оперу, мало найдется тех, кто не заслушивается, например, вот этой песней в исполнении величайших теноров современности Хосе Каррераса, Плачидо Доминго и Лучиано Паваротти. Давайте послушаем вместе.

И очень жду в комментариях ваш ответ на вопрос, почему вы не любите оперу? И о чем интересно было бы почитать.

И подписывайтесь на канал, пожалуйста. Так я буду знать, что это кому-то интересно, и что пишу я не зря :)