Аббревиатура БРИК, затем БРИКС, впервые была введена в оборот с легкой руки одного специалиста из американского банка "Голдман Сакс", который в 2001 году таким образом обозначал группу стран с наивысшими показателями годовых темпов экономического развития.
Поначалу страны, чьи заглавные буквы и сформировали этот акроним, а именно: Бразилия, Россия, Индия и Китай никак не реагировали на это терминологическое новшество. Лишь спустя несколько лет, вследствие широкого распространения и международного признания этого термина, состоялась первая встреча министров иностранных дел стран БРИК. Первой полноформатной встречей на высшем уровне этой группы стран стала встреча в Екатеринбурге в 2009 году.
Первоначально основной акцент во время встреч высших руководителей этих государств делался на экономической проблематике. В апреле 2011 года было подписано Соглашение о финансовом сотрудничестве, где была поставлена цель перейти в ближайшей перспективе на расчеты в национальной валюте во взаимных торговых и финансовых операциях.
Совместная позиция этих стран позволила перераспределить 5% голосов в МВФ и 3% голосов во Всемирном банке в пользу развивающихся экономик.
В последние годы все громче звучат и политические декларации, с которыми выступают страны- члены теперь уже БРИКС, после присоединения ЮАР к этой группе. Растет и список стран желающих присоединиться к этой организации.
Вместе с тем, вряд ли стоит говорить о БРИКС как о потенциально мощном политическом игроке глобального уровня. БРИКС во многом конъюнктурное искусственное образование в котором не просматривается серьезной политической перспективы. Ничего, кроме "сверки часов" перед международными экономическими конференциями в различных форматах не просматривается. Порой складывается впечатления, что основной смысл этой организации- показать Западу, что в мире формируется альтернативный экономический полюс, который собирается вести свою глобальную экономическую игру.
Совместные декларации стран БРИКС в основном касаются проблем экономического характера с целью улучшения переговорных позиций в диалоге с международными организациями такими как МВФ, ВТО или Всемирным банком.
Вероятность того, что БРИКС выйдет за рамки отстаивания своих позиций по экономическим вопросам и станет полноформатным политическим игроком планетарного масштаба крайне мала. Слишком разные политические интересы у этих стран, а вхождения ЮАР в эту организацию добавило еще большую нестабильность в ряды разнородных, с разными историческими традициями и политической практикой государств.