Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

ИС-3: последний советский танк Второй мировой

Оглавление

На начальном этапе Великой Отечественной войны немецких танкистов неприятно «удивили» советские танки КВ, которые были недоступны большинству противотанковых средств того времени. А последовавшие за ними «Иосиф Сталин» до конца войны оставались грозными противниками панцерваффе. Вершиной серии тяжелых машин СССР стала третья машина семейства «ИС», о которой мы сегодня поговорим.

Характерная конструкция лба корпуса получила неофициальное название "щучий нос".
Характерная конструкция лба корпуса получила неофициальное название "щучий нос".

«Щучий танк»

Прошло совсем немного времени после создания первого танка ИС-2, как начались работы по созданию еще более совершенной машины. Уже 8 апреля 1944 года было издано решение №5583, подразумевавшее создание нового тяжелого танка. В августе того же года началась разработка будущего ИС-3. К слову, в тоже время уже существовал прототип под названием ИС-3. Это была версия серийного ИС-2 с 85-мм орудием Д-5Т-85-БМ. Ее главным отличием от 122-мм аналога была большая начальная скорость полета снаряда, что положительно влияло на бронепробиваемость. Но от проекта отказались, сконцентрировавшись на эволюции ИС-2.

Объект 248 - один из предшественников ИС-3
Объект 248 - один из предшественников ИС-3

Третий танк в семействе «ИС» одновременно разрабатывался двумя конструкторскими коллективами: КБ завода №100 под руководством Л.Н. Духова и КБ ЧКЗ, возглавляемым Ж.Я Котиным.

Объект 244 изначально получил название ИС-3. Машина представляла собой модернизацию ИС-2 с 85-мм орудием
Объект 244 изначально получил название ИС-3. Машина представляла собой модернизацию ИС-2 с 85-мм орудием

Вариант ЧКЗ предполагал минимальные отличия от конструкции корпуса предшественника. Изменения касались лобовой части корпуса, которая была выполнена из двух бронепластин с большим наклоном. Над ними располагалась крыша корпуса с наклоном в 7 градусов. Характерная конструкция получила название «щучий нос».

"Щучий нос" состоял из 110-мм бронелистов под двойным наклоном, что обеспечивало стойкость к снарядом лучших противотанковых орудий того времени
"Щучий нос" состоял из 110-мм бронелистов под двойным наклоном, что обеспечивало стойкость к снарядом лучших противотанковых орудий того времени

В тоже время, новшества Котина касались новой башни, основанной на наработках опытных танков «Объект 244», «Объект 245» и «Объект 248». Литая башня получила полусферическую форму с большими углами наклона брони, что значительно отличалась от башни ИС-2.

Испытания

Первый опытный образец попал на Калмакский полигон в октябре 1944 года, но непродолжительные тесты выявили ряд недостатков – машину вернули на доработку. Ходовые испытания продолжили лишь в ноябре. Но первый же этап, заключавшийся в 1000-километровом пробеге, выявил низкую надежность трансмиссии и мотора. На танке ЧКЗ заменили дизель В-11 мотором В-2-ИС, оставив шасси прежним. Но это не помогло – машиной по-прежнему были недовольны.

Уже привычная полусферическая форма башни будущего ИС-3 стала новшеством для советского танкостроения
Уже привычная полусферическая форма башни будущего ИС-3 стала новшеством для советского танкостроения

Тем временем, комиссия имела два танка – одинаково неподходящих. И как же быть? После детального изучения проектов Котина и Духова было решено объединить конструкции. Так, от прототипа от завода №100 было решено оставить корпус, на который предписывалась установка башни от ЧКЗ. Теперь проект проходил под именем «Кировец-1» на мощностях ЧКЗ, директор которого планировал начать серийное производство до окончательной победы. Следом последовал приказ № 729 от 16 декабря 1944 года, согласно которого первая партия из 10 танков должна попасть в войска до 25 января 1945 года. Кто же знал!

"Кировец-1" на испытаниях.
"Кировец-1" на испытаниях.

Конструкция

Шасси новой машины было практически идентичным таковому на ИС-2. Торсионная подвеска состояла из шести цельнометаллических двойных опорных роликов, трех поддерживающих, ведущего и направляющего катков. Последний получил новый механизм натяжения гусениц, что было главным отличием от узла танка ИС-2.

Башня получила двустворчатый люк. Причем его "командирская часть" была лишена вращающейся комбашенки
Башня получила двустворчатый люк. Причем его "командирская часть" была лишена вращающейся комбашенки

Наиболее радикально преобразился корпус, в передней части которого обосновался «щучий нос» Он получался из двух листов под двойным наклоном (56 и 43 градуса). Верхняя лобовая деталь корпуса с люком водителя получила наклон в 72 градуса, а нижняя – 63. Все элементы лобовой части создавались из 110-мм бронелистов. Такое соотношение толщины и наклона позволило танку уверенно противостоять немецким орудиям PaK 40 и PaK 43. Так, 88-мм пушка с минимального расстояния не смогла поразить лоб корпуса ИС-3. Аналогичные результаты получились при обстреле 122-мм орудием Д-25.

Бортовая броня корпуса состояла из 90-мм бронелистов, расположенных под наклоном. Это лишило танк надгусеничных полок, а большинство ЗИП было перенесено в боевое отделение
Бортовая броня корпуса состояла из 90-мм бронелистов, расположенных под наклоном. Это лишило танк надгусеничных полок, а большинство ЗИП было перенесено в боевое отделение

Наклон получили и бортовые листы. Так, толщина брони в борту корпуса достигала 90 мм при конструктивном наклоне в 60 градусов. Новая форма исключила надгусеничные полки, на которых в ИС-2 хранились элементы ЗИП. По опыту войны, они оказывались наиболее уязвимыми.

Расположение основных узлов и экипажа танки ИС-3
Расположение основных узлов и экипажа танки ИС-3

Вторым видимым отличием от ИС-2 была башня. Полусферическая форма с низким силуэтом обеспечивала лучшую снарядостойкость. Толщина брони лобовой части башни составляла 250 мм, а по бокам и в корме достигала 220 миллиметров при наклоне в 60 градусов. При обстрелах 88-мм снаряд орудия PaK 43 поразил лоб башни лишь с 300 метров. Более того, подобная форма, без преувеличения, оказала влияние на все последующие танки «советской школы». В задней части крыши башни расположился двухсекционный люк. Командирская башенка, как таковая, была упразднена. А зенитный пулемет ДШК получил кольцевое крепление, которое позволяло стрелять с большим углом возвышения. Электропривод поворота позволял достичь скорости поворота башни в 12 градусов в секунду.

Лобовая часть корпуса состояла из 110-мм бронелистов под наклоном, что обеспечивало стойкость к лучшим противотанковым орудиям того времени
Лобовая часть корпуса состояла из 110-мм бронелистов под наклоном, что обеспечивало стойкость к лучшим противотанковым орудиям того времени

В люке заряжающего разместили наблюдательный прибор МК-4. Такой же достался и наводчику – его установили в передней части башни. Основным прибором наблюдения командира был ТПК-1. А механик-водитель наблюдал за местностью на марше через открытый люк. В боевых условиях для обзора использовался перископический прибор МК-4, который надлежало снимать перед открытием люка.

122-мм пушка Д-25Т удовлетворяла военных, потому ее переместили с ИС-2 практически без изменений
122-мм пушка Д-25Т удовлетворяла военных, потому ее переместили с ИС-2 практически без изменений

Основным вооружением ИС-3 была пушка Д-25Т образца 1943 года. Орудие обладало длинной ствола в 48 калибров, двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным полуавтоматическим затвором. Прицельная дальность (прицел ТШ-17) составляла 5 километров. При использовании остроголового бронебойного снаряда БР-471, ИС-3 мог поразить 108 мм брони под углом в 60 градусов. Более того, вес снаряда и его энергия были настолько высоки, что даже без пробития брони урон оставался ощутимым.

За исключением механизма натяжения гусениц, подвеска нового танка была аналогична таковой на ИС-2
За исключением механизма натяжения гусениц, подвеска нового танка была аналогична таковой на ИС-2

Обратной стороной этого великолепия была скорострельность: раздельное заряжание ограничивало скорость стрельбы 2-3 выстрелами в минуту. Да и места в боевом отделении хватало лишь на 28 снарядов: 18 осколочно-фугасных и 10 бронебойных. Вспомогательное вооружение состояло из спаренного пулемета ДТ и зенитного ДШК у командирского люка.

520-сильный мотор В-11-ИС-3
520-сильный мотор В-11-ИС-3

Танк приводился в движение дизельным мотором В-11-ИС-3, мощностью в 520 сил, ставшим эволюцией легендарной серии В-2. При массе танка в 46 тонн, этого хватало, что бы развить скорость в 40 км\ч на шоссе. Машина получила радиостанцию 10РК-26, обеспечивавшую связь на расстоянии до 25 км на ходу, и 40 – в статичном положении. Для связи между танкистами использовалось переговорное устройство ТПУ-4-бис.

ИС-3М

Летом 1946 года производство ИС-3 завершилось на отметке в 2311 машин. А спустя два года танки подверглись модернизации до уровня ИС-3М. Танк получил новые крепления двигателя и трансмиссии, усиленную подбашенную плиту. Также модернизации подверглась трансмиссия. Это повысило массу танка до 49 тонн.

ИС-3М. Главным видимым отличием модернизированной версии являются выдающиеся "брызговики" в корме
ИС-3М. Главным видимым отличием модернизированной версии являются выдающиеся "брызговики" в корме

Следующий этап модернизаций пришелся на начало 50-х. Усилили общую жесткость конструкции, а пулеметы ДШК и ДТ заменили модернизированными аналогами. Танк получил прибор ночного видения ТВН-2, в связи с чем был изменен люк мехвода, а командир получил вращающуюся комбашенку. Радиостанцию заменяли на Р-113 или Р-120, а мотор – на версию В-54К-ИС. Все это позволило танку середины 1940-х оставаться в строю еще не один год.

Бывшие египетскими ИС-3 на параде в Израиле.
Бывшие египетскими ИС-3 на параде в Израиле.

Итоги

ИС-3 создавался для эффективного противодействия немецким тяжелым танкам и самоходкам. Но первая партия предсерийных танков вышла из заводских ворот лишь в мае 1945 года. Эти танки были немедленно переброшены в Германию для действия в отдельном гвардейском батальоне. Но танки успели лишь к подписанию капитуляции, приняв участи в параде. Курсирует байка о встрече со взводом «Ягдпантер», но ее подробности – как и правдивость – вызывают сомнения. Так же неизвестно об использовании ИС-3 во время вторжения в Маньчжурию – было ли?

ИС-3 на параде в Берлине. Сентябрь, 1945
ИС-3 на параде в Берлине. Сентябрь, 1945

ИС-2 вошел в когорту машин заключительного этапа Второй мировой войны, в числе которых американский M26 и британский Centurion. И когда новые ИС-3 из состава 71-го гвардейского тяжелого танкового батальона 2-й танковой армии проходили по улицам Берлина на параде 7 сентября 1945 года, еще никто не знал, что им предстоит встретиться – совсем в другом месте. И по разные стороны.

Спасибо за внимание! Во второй части материала мы поговорим о применении танка ИС-3 на фронтах иных войн. Не забывайте подписываться – если тематика вам близка, и ставить знаки одобрения – если материал Вам понравился. А пока готовится вторая часть – ознакомьтесь с «ровесниками» и предшественниками нашего героя:

Внутри танка ИС-2: взгляд глазами танкистов

M26 Pershing: последний американский танк Второй мировой

M103: главный конкурент советского ИС-3