На начальном этапе Великой Отечественной войны немецких танкистов неприятно «удивили» советские танки КВ, которые были недоступны большинству противотанковых средств того времени. А последовавшие за ними «Иосиф Сталин» до конца войны оставались грозными противниками панцерваффе. Вершиной серии тяжелых машин СССР стала третья машина семейства «ИС», о которой мы сегодня поговорим.
«Щучий танк»
Прошло совсем немного времени после создания первого танка ИС-2, как начались работы по созданию еще более совершенной машины. Уже 8 апреля 1944 года было издано решение №5583, подразумевавшее создание нового тяжелого танка. В августе того же года началась разработка будущего ИС-3. К слову, в тоже время уже существовал прототип под названием ИС-3. Это была версия серийного ИС-2 с 85-мм орудием Д-5Т-85-БМ. Ее главным отличием от 122-мм аналога была большая начальная скорость полета снаряда, что положительно влияло на бронепробиваемость. Но от проекта отказались, сконцентрировавшись на эволюции ИС-2.
Третий танк в семействе «ИС» одновременно разрабатывался двумя конструкторскими коллективами: КБ завода №100 под руководством Л.Н. Духова и КБ ЧКЗ, возглавляемым Ж.Я Котиным.
Вариант ЧКЗ предполагал минимальные отличия от конструкции корпуса предшественника. Изменения касались лобовой части корпуса, которая была выполнена из двух бронепластин с большим наклоном. Над ними располагалась крыша корпуса с наклоном в 7 градусов. Характерная конструкция получила название «щучий нос».
В тоже время, новшества Котина касались новой башни, основанной на наработках опытных танков «Объект 244», «Объект 245» и «Объект 248». Литая башня получила полусферическую форму с большими углами наклона брони, что значительно отличалась от башни ИС-2.
Испытания
Первый опытный образец попал на Калмакский полигон в октябре 1944 года, но непродолжительные тесты выявили ряд недостатков – машину вернули на доработку. Ходовые испытания продолжили лишь в ноябре. Но первый же этап, заключавшийся в 1000-километровом пробеге, выявил низкую надежность трансмиссии и мотора. На танке ЧКЗ заменили дизель В-11 мотором В-2-ИС, оставив шасси прежним. Но это не помогло – машиной по-прежнему были недовольны.
Тем временем, комиссия имела два танка – одинаково неподходящих. И как же быть? После детального изучения проектов Котина и Духова было решено объединить конструкции. Так, от прототипа от завода №100 было решено оставить корпус, на который предписывалась установка башни от ЧКЗ. Теперь проект проходил под именем «Кировец-1» на мощностях ЧКЗ, директор которого планировал начать серийное производство до окончательной победы. Следом последовал приказ № 729 от 16 декабря 1944 года, согласно которого первая партия из 10 танков должна попасть в войска до 25 января 1945 года. Кто же знал!
Конструкция
Шасси новой машины было практически идентичным таковому на ИС-2. Торсионная подвеска состояла из шести цельнометаллических двойных опорных роликов, трех поддерживающих, ведущего и направляющего катков. Последний получил новый механизм натяжения гусениц, что было главным отличием от узла танка ИС-2.
Наиболее радикально преобразился корпус, в передней части которого обосновался «щучий нос» Он получался из двух листов под двойным наклоном (56 и 43 градуса). Верхняя лобовая деталь корпуса с люком водителя получила наклон в 72 градуса, а нижняя – 63. Все элементы лобовой части создавались из 110-мм бронелистов. Такое соотношение толщины и наклона позволило танку уверенно противостоять немецким орудиям PaK 40 и PaK 43. Так, 88-мм пушка с минимального расстояния не смогла поразить лоб корпуса ИС-3. Аналогичные результаты получились при обстреле 122-мм орудием Д-25.
Наклон получили и бортовые листы. Так, толщина брони в борту корпуса достигала 90 мм при конструктивном наклоне в 60 градусов. Новая форма исключила надгусеничные полки, на которых в ИС-2 хранились элементы ЗИП. По опыту войны, они оказывались наиболее уязвимыми.
Вторым видимым отличием от ИС-2 была башня. Полусферическая форма с низким силуэтом обеспечивала лучшую снарядостойкость. Толщина брони лобовой части башни составляла 250 мм, а по бокам и в корме достигала 220 миллиметров при наклоне в 60 градусов. При обстрелах 88-мм снаряд орудия PaK 43 поразил лоб башни лишь с 300 метров. Более того, подобная форма, без преувеличения, оказала влияние на все последующие танки «советской школы». В задней части крыши башни расположился двухсекционный люк. Командирская башенка, как таковая, была упразднена. А зенитный пулемет ДШК получил кольцевое крепление, которое позволяло стрелять с большим углом возвышения. Электропривод поворота позволял достичь скорости поворота башни в 12 градусов в секунду.
В люке заряжающего разместили наблюдательный прибор МК-4. Такой же достался и наводчику – его установили в передней части башни. Основным прибором наблюдения командира был ТПК-1. А механик-водитель наблюдал за местностью на марше через открытый люк. В боевых условиях для обзора использовался перископический прибор МК-4, который надлежало снимать перед открытием люка.
Основным вооружением ИС-3 была пушка Д-25Т образца 1943 года. Орудие обладало длинной ствола в 48 калибров, двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным полуавтоматическим затвором. Прицельная дальность (прицел ТШ-17) составляла 5 километров. При использовании остроголового бронебойного снаряда БР-471, ИС-3 мог поразить 108 мм брони под углом в 60 градусов. Более того, вес снаряда и его энергия были настолько высоки, что даже без пробития брони урон оставался ощутимым.
Обратной стороной этого великолепия была скорострельность: раздельное заряжание ограничивало скорость стрельбы 2-3 выстрелами в минуту. Да и места в боевом отделении хватало лишь на 28 снарядов: 18 осколочно-фугасных и 10 бронебойных. Вспомогательное вооружение состояло из спаренного пулемета ДТ и зенитного ДШК у командирского люка.
Танк приводился в движение дизельным мотором В-11-ИС-3, мощностью в 520 сил, ставшим эволюцией легендарной серии В-2. При массе танка в 46 тонн, этого хватало, что бы развить скорость в 40 км\ч на шоссе. Машина получила радиостанцию 10РК-26, обеспечивавшую связь на расстоянии до 25 км на ходу, и 40 – в статичном положении. Для связи между танкистами использовалось переговорное устройство ТПУ-4-бис.
ИС-3М
Летом 1946 года производство ИС-3 завершилось на отметке в 2311 машин. А спустя два года танки подверглись модернизации до уровня ИС-3М. Танк получил новые крепления двигателя и трансмиссии, усиленную подбашенную плиту. Также модернизации подверглась трансмиссия. Это повысило массу танка до 49 тонн.
Следующий этап модернизаций пришелся на начало 50-х. Усилили общую жесткость конструкции, а пулеметы ДШК и ДТ заменили модернизированными аналогами. Танк получил прибор ночного видения ТВН-2, в связи с чем был изменен люк мехвода, а командир получил вращающуюся комбашенку. Радиостанцию заменяли на Р-113 или Р-120, а мотор – на версию В-54К-ИС. Все это позволило танку середины 1940-х оставаться в строю еще не один год.
Итоги
ИС-3 создавался для эффективного противодействия немецким тяжелым танкам и самоходкам. Но первая партия предсерийных танков вышла из заводских ворот лишь в мае 1945 года. Эти танки были немедленно переброшены в Германию для действия в отдельном гвардейском батальоне. Но танки успели лишь к подписанию капитуляции, приняв участи в параде. Курсирует байка о встрече со взводом «Ягдпантер», но ее подробности – как и правдивость – вызывают сомнения. Так же неизвестно об использовании ИС-3 во время вторжения в Маньчжурию – было ли?
ИС-2 вошел в когорту машин заключительного этапа Второй мировой войны, в числе которых американский M26 и британский Centurion. И когда новые ИС-3 из состава 71-го гвардейского тяжелого танкового батальона 2-й танковой армии проходили по улицам Берлина на параде 7 сентября 1945 года, еще никто не знал, что им предстоит встретиться – совсем в другом месте. И по разные стороны.