Найти тему
Живое обучение

Зачем генеральному директору писать книги и вести блоги?

Елена Тихомирова, генеральный директор и блогер, автор книги “Живое обучение” и сотен профессиональных статей, делится своим опытом и рассказывает о работе, писательстве и творчестве в жизни.
Елена Тихомирова, генеральный директор и блогер, автор книги “Живое обучение” и сотен профессиональных статей, делится своим опытом и рассказывает о работе, писательстве и творчестве в жизни.

Про призвание

Всю мою деятельность можно разделить на 3 ярко выраженных направления:

  • управление собственным бизнесом - это разработка электронного обучения
  • преподавание педагогического дизайна
  • организация ежегодной профессиональной конференции

Наверное, я одна из немногих людей, которые стали тем, кем мечтали в детстве.

Я всегда мечтала стать учителем. Мой первый педагогический опыт состоялся, когда мне было лет десять: на даче была девочка, соседка, которая была младше меня на два или три года. Она не так хорошо училась в школе. Мы с ней дружили, играли, и как-то так получилось, что три или четыре лета подряд, играя в школу, я с ней занималась.

Сколько себя помню - я всю жизнь кого-то чему-то учила. Кому-то помогала учить английский, кому-то немецкий, кому-то помогала разбираться с компьютерами. И со многими из этих людей я занималась системно.

А вот генеральным директором я себя никогда не видела. Я занимаюсь электронным обучением, и в какой-то момент, в период бурного роста компании, было желание построить как минимум Гугл: в смысле, что-то такое, что перевернет мир, что-то большое и крупное. Но, очевидно, что я не ту область выбрала для этого, тут что-то большое и крупное не строится, не строится не только у нас, но и нигде.

Чуть позже я поняла, что я не хочу большую компанию. Для меня, наверно, самый большой предел - это компания в сто, ну, может быть, в сто пятьдесят человек. И это не мечта, а “антимечта”: если вдруг так сложится, то я готова, и то - только с учетом того, что со мной будут работать те люди, которые сейчас со мной работают. Я за то, чтобы все было локализовано, аккуратно.

Как генеральный директор я все время ищу, что сделать лучше. И делаю это в первую очередь не потому что хочу, чтобы все работало лучше. Просто иначе - скучно.

Когда ты делаешь какие-то внутренние улучшения - это условно внутренний стартап. Сделаешь его - и есть ощущение, что что-то новое произошло.

Про блог и книги

В какой-то момент я стала писать. В блоге более тысячи текстов, я с удовольствием пишу статьи про электронное обучение, написала книгу “Живое обучение. Что такое e-learning и как заставить его работать”.

В своей профессии я отработала более десяти тысяч часов. Я могу назвать себя человеком, нашедшим свое призвание по теории сэра Кена Робинсона.

На написание статей, текстов про e-learning я потратила еще около восьми тысяч часов. Думаю, это мне дало огромное преимущество, огромные возможности, потому что когда ты пишешь, ты разбираешься. Писательство проверяет тебя на профпригодность.

Когда пишешь, начинаешь открывать источники, изучать “матчасть”. Чем больше читаешь и чем больше пишешь, тем сильнее формируются определенные ментальные модели, это на самом деле очень хорошая форма обучения.

Вот почему я буду очень рада, если мои дети заведут какой-нибудь блог про свое хобби. Мне кажется, что это идеальная форма обучения: ты сам чему-то учишься и одновременно делишься этим с другими.

По большому счету я училась делать e-learning и курсы обучения в корпоративном секторе одновременно с тем, как рассказывала про это.

Мне очень нравится про e-learning писать, еще больше мне нравится про e-learning читать.

У меня нет ни одной книжки про e-learning на английском языке, которую бы я не прочитала. Я читаю все.

Когда я училась в Голландии, у меня был доступ к невероятного размера библиотеке, там про обучение было всё - начиная от Монтессори, и я читала первый английский текст Монтессори в оригинале, заканчивая всеми современными книжками про обучение.

Некоторые книги брала в библиотеках западных университетов. Часть заказывала с Амазона, часть покупала в книжном магазине. Покупала и все, что было на распродажах - старого, помятого. Из Голландии после обучения я привезла около двухсот килограмм книг. Отправляла их почтой. Все смотрели на меня как на умалишенную, а мама, лингвист-филолог, сказала: “Бери - пригодится”. Оказалось, правда пригодится, потому что некоторыми книгами, которые купила тогда на распродажах, не очень понимая даже, где и как смогу все это применить, - я пользуюсь сейчас.

По сей день я покупаю все книжки, которые выходят про e-learning.

Не покупаю какие-то базовые, совсем простые, и не покупаю откровенную ерунду, потому что теперь я в состоянии понять, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я отсеиваю и отсеиваю сознательно.

Книги дают мне почву писать. И думать, и рассказывать. Были книги, которые меняли мое отношение к обучению.

Например, был такой совершенно замечательный специалист, эксперт по обучению Джей Кросс, он написал про неформальное обучение. И его книга очень сильно меня сдвинула в понимании того, как обучение строится. Мы познакомились с ним на одной из конференций и поддерживали немного отношения, переписывались.

Я люблю читать, писать - мне это нравится. И - я очень люблю обучение. Можно в любое мое резюме написать одну строчку - я люблю обучение.

Про креативность и соцсети

Невозможно написать статью за полчаса, потому что про статью надо подумать, надо почитать источники, надо что-то выписать. У меня иногда бывает, что я создам план статьи на бумаге, а потом напишу совсем другую статью. Но план-то нужен был, он нужен был для того, чтобы не написать по этому плану.

Я честно считаю, что новые технологии убивают креативность, убивают осознанность и спокойствие.

Не люблю электронную переписку, мессенджеры и все, что с ними связано. Испытываю полную уверенность относительно того, что это портит жизнь, действительно очень сильно ухудшает качество жизни.

Чем больше мелкодисперсной, разбросанной, коммуникации, мелкими фракциями и мелкими сообщениями, беспрерывно круглыми сутками, тем сильнее снижается креативность.

Во-первых, складывается ощущение, что ты все время кому-то должен, что все время кто-то что-то ждет, ты все время на что-то отвлекаешься, начинаешь торопиться.

Во-вторых, границы стираются. Я вообще человек про границы, про разделение. У меня, например, рабочие заметки - в одном блокноте, а личные - в другом, вообще в другой программе, и я никогда их не буду перемешивать. У меня есть две строго разделенные электронные почты, я не пишу личных писем с рабочей почты.

Так вот мессенджеры эту мою архитектуру полностью разрушают. Все равно у меня в Телеграме живут все, и в Whatsapp живут все.

Когда я дома открываю телефон - то хочу, например, ответить мужу или посмотреть фотографии детей, которые на даче, или рецепт найти, но открываются все уведомления всех рабочих и профессиональных чатов, и это все на меня высыпается.

А мы не всемогущие - мы не можем в этот момент заблерить все и увидеть одно нужное сообщение.

Получается такая конструкция, в которой люди не отдыхают, и энергия распыляется.

Чего нам всем жутко не хватает, это свободного пространства: нужно время на подумать, на почитать.

Креативности нужен воздух.