В 1978 году в советский кинопрокат вышел пророческий фильм "Мимино". По сюжету симпатичный, но незадачливый вертолетчик Валико Мизандари, которого друзья зовут "Мимино", встретив однажды в аэропорту симпатичную стюардессу, влюбился в нее, и загорелся желанием перейти в "большую авиацию". С этой целью он отправился в Москву, но там пустился в загул, а после, повстречав случайно подлеца-земляка, обесчестившего его сестру, потерял над собой контроль и устроил дебош. В результате "Мимино" получил условный срок и пропустил комиссию, которая отбирала пилотов на международные рейсы. Но на этом история не заканчивается. На "Мимино" обратил внимание один высокопоставленный самодур, который принял его за сына своего боевого товарища. Благодаря его протекции, Мизандари стал-таки пилотом трансконтинентального авиалайнера. Но довольно скоро понял, что это не для него, и в финале зрители под милую песенку "Чита-Грита, Чита-Маргарита" могут наблюдать, как "Мимино" снова парит над родными горами на своем стареньком вертолете.
Зрители тепло восприняли этот фильм, а критики определили его жанр как "полусказка".
Я тоже долго находился под обаянием этого шедевра. Но со временем, поднакопив жизненного опыта, вдруг подумал о том, что этот фильм романтизирует несправедливость и жестокость. Ведь по сути получается, что милейший "Мимино" занял не свое место. Представьте, что пережил другой летчик, который успешно прошел комиссию, и вдруг узнал, что его обошел, как тогда говорили, "блатной", получивший эту должность по протекции безо всякой комиссии. Чем тогда советская власть лучше "проклятого царизма"? (Как в 18 веке сынки высокопоставленных вельмож избегали отправки в действующую армию и получали чины в обход заслуженных офицеров - читайте наш очерк "Умри, Денис, лучше не напишешь!").
Теперь по поводу жестокости. Разве не жестоко по отношению к пассажирам доверять их жизни инпульсивному, склонному к загулам, не способному себя контролировать при определенных обстоятельствах, да еще и имеющему условную судимость Валико Мизандари?!
Все подобные замечания можно было бы отмести одним единственным возражением - это же кино, художественный вымысел, полусказка! Можно было бы, если бы вторая половина этой полусказки не была реальностью.
В том же 1978 году, когда "Мимино" появился в кинопрокате, на станции Минеральные воды Северо-Кавказской железной дороги состоялась, как ее назовут историки, "встреча четырех генсеков" - Л.И.Брежнева, К.У.Черненко, Ю.В.Андропова и 47-летнего М.С.Горбачева. На этой встрече будущего главного "прораба перестройки" "благословили" на должность секретаря ЦК КПСС. Келейно, кулуарно, непрозрачно. Вместо тех, кто был действительно достоин, потому что обладал необходимыми качествами - преданностью своей Родине и народу, высоким уровнем интеллекта, знаниями, опытом. Зато утвержденный кандидат обладал другим качеством, которое перевесило все остальные. Качеством, которое были самым главным и у "Мимино" - умение нравиться. И в результате через 13 лет наступил закономерный итог. "Вертолетчик" с родимым пятном на лысине ввел СССР в такой штопор, из которого тот уже не смог выйти.