3 октября 1941 года город Орёл был захвачен 4-й танковой дивизией 24-го моторизованного корпуса 2-й танковой группы Гудериана.
Продвижение немцев было стремительным, они начали наступление 30 сентября и за пять дней продвинулись на 250 километров
Серьезного сопротивления в Орле противнику оказано не было, город обороняли зенитчики, батальон конвойного полка НКВД, чекисты и ополченцы.
Попытку сдержать немецкое наступление предприняли части 201-й воздушно-десантной бригады, десантировавшейся в Орел и сразу вступившие в бой, сопротивление продолжалось до 4 октября.
Вот как вспоминал взятие Орла Гейнц Гудериан
Захват города произошел для противника настолько неожиданно, что, когда наши танки вступили в Орёл, в городе ещё ходили трамваи. Эвакуация промышленных предприятий, которая обычно тщательно подготавливалась русскими, не могла быть осуществлена. Начиная от фабрик и заводов и до самой железнодорожной станций, на улицах повсюду лежали станки и ящики с заводским оборудованием и сырьем.
В октябре 1941 года командующий войсками Орловского военного округа генерал-лейтенант А.А. Тюрин за сдачу врагу города Орёл был арестован и находился под следствием. 21 января 1942 года военной коллегией Верховного Суда СССР Александр Алексеевич Тюрин был осуждён на 7 лет лишения свободы, но через три дня 24 января 1942 года судимость была снята с понижением в должности и звании до генерал-майора.
Почти сразу после захвата города немцами, в городе развернулось советское подполье. Уже 5-го октября была подожжена обувная фабрика. В ответ немцы создали в Орле сыскное отделение полиции, более известное как «Русское гестапо», во главе с бывшим купцом Букиным. В отделении насчитывалось около 190 тайных агентов.
Интересная история про первого бургомистра оккупированного Орла бывшего военного фельдшера Алексея Афанасьевича Шалимова. После своего назначения, он отдал все руководящие посты в городской администрации врачам и служащим из бывшего советского окружного военного госпиталя. Немедленно разрешил частный бизнес, открыл кукольный театр, возобновил церковные службы и ввел пайки для пенсионеров. Немцы арестовали его в марте 1942 года, обвинили в связи с партизанами, пытали и казнили. До сих пор непонятно, был ли Шалимов связан советским подпольем или действовал самостоятельно.
С декабря в Орле стала выходит русскоязычная газета оккупационных властей «Речь». В декабре же открылась биржа труда. Все взрослое население города (с 14 лет) независимо от пола и не имевшее постоянной работы должно было зарегистрироваться на бирже труда. Людям предлагали переехать на работу в Германию, за отказ грозил арест.
Железнодорожный узел в Орле имел для немецкого командования стратегическое значение. Через него доставлялась огромная масса грузов для вермахта. Усилиями подполья, деятельность железной дороги в Орле была частично парализована. Были выведены из строя все советские локомотивы, паровозы приходилось доставлять из Германии. Было организовано несколько крупных пожаров, постоянно поджигались военные склады в городе. Немцы отвечали массовыми репрессиями
Оккупация Орла продолжалась 22 месяца
Если вам понравился материал – подписывайтесь на мой канал, ставьте палец вверх.Больше фотографий и меньше текста, вы можете смотреть:
на странице Facebook
или в канале Telegram