***
К полудню автобус с картонной вывеской «ЭКСКУРСИЯ» на лобовом стекле по просьбе гида остановился на обочине серпантина горной дороги. Посещение старинного православного храма Воскресения Христова было кульминацией экскурсии воскресного дня. Выносливым экскурсантам было предложено последний километр пройти пешком, чтобы более полно проникнуться атмосферой южной оконечности Крыма.
Такое предложение обрадовало Олю, но не очень обрадовало Бабу Лену. Утром она ещё как молодая порхала вокруг внучки, а вот к полудню её шаг отяжелел на все свои прожитые годы. Это была уже десятая остановка в пути. Достопримечательностей на крымском побережье было более чем достаточно. Ходить пришлось немало, несмотря на то, что экскурсия называлась автобусной.
Бабе Лене, как и другим пожилым экскурсантам, было предложено остаться в автобусе. Водитель должен был привезти их к самому храму, но, превозмогая усталость, бабушка всё же вышла из салона вместе с внучкой. Отец Егора обратил внимание на вдруг возникшую хромоту женщины.
– Елена Павловна, треть экскурсантов остались в автобусе. Думаю, вам тоже стоит поберечь силы. Они вам ещё пригодятся сегодня. Доверьте мне внучку. Обещаю, с ней всё будет в порядке.
Увидев, что баба Лена колеблется, он снял с плеч свой походный рюкзачок, достал из его внутреннего кармана коробочку и открыл её. Внутри оказалась государственная награда, медаль, вручённая ему по прибытии в Россию лично Сергеем Шойгу.
– Мне нельзя не доверять, – сказал Владимир Сергеевич, – рюкзак с дорогими мне вещами я оставлю на эти полчаса вам. Не возражаете?
– Нет, – только и ответила Баба Лена, с трепетом беря в руки коробочку.
Папа Егора усадил Елену Павловну на своё место в автобусе. Медаль, это было видно, женщине не хотелось выпускать из рук. На её лицевой стороне золотом крыльев отсвечивали три самолета, летящие на фоне карты Сирии. На оборотной – красовался герб с двуглавым орлом и надписью «Участнику военной операции в Сирии». Она рассматривала награду, как что-то очень сокровенное для неё. Руки заметно подрагивали, на глаза стали наворачиваться слёзы…
Военный лётчик, как ему казалось, понимал её чувства – такая награда могла быть заслужена им за спасение близкого Донбасса, но была заслужена за спасение далёкой Сирии. Лётчик обнял и поцеловал женщину, но уже в следующее мгновение оставил её наедине с непростыми мыслями. Выйдя из автобуса, он дал команду водителю трогать.
Только когда окончательно стих шум мотора, пеших экскурсантов объяла величественная тишина гор, нарушаемая разве что птичьими перекличками и стрёкотом вездесущих кузнечиков. Морские пляжи на какое-то время исчезли из поля зрения людей, уступив место лесному массиву, живописными ярусами окутавшему гору.
Егор, Оля, Ира, Лика, Софья и Руслан взялись за руки и пошли к вершине. Их шеренга растянулась на всю ширину дороги, но ни попутных, ни встречных машин не наблюдалось, а потому никому дорогу уступать не пришлось. Подростки были счастливы, что им удалось осуществить задуманное – всем вместе поехать на ту самую Красную гору, с тем самым святым храмом Воскресения Господнего, который был возведён после того, как Господь спас дочь графа Кузнецова. Чудесным образом остановились обезумевшие лошади, несущиеся к обрыву…
Эту легенду ребятам рассказала Ира из Воронежа ещё в первый день их знакомства. А Руслан с ней поспорил. На рекламном щите, где было описание маршрута этой экскурсии, он прочитал, что храм был построен в память о спасении семьи императора Александра III. Выяснить кто и когда был спасён на самом деле друзья собирались, поехав всем вместе по этому маршруту. Вот почему подростки были так настойчивы в поисках денег для Оли и её бабушки. Шаг за шагом они приближались к разгадке тайны Красной горы.
После вчерашних неоднозначных событий легенда о чудом спасённой дочери сама собой спроецировалась на ситуацию Софьи, которая, по мнению друзей нуждалась в спасении от гнева отчима. Он наотрез отказался ехать в горы и запретил ехать маме с дочерью тоже. Ненастоящий папа был очень зол на дочь за то, что она заступалась за «сепаратисток» из Луганска. За это он поставил её на целый вечер в угол. Это не понравилось маме. Она заступилась за родную дочь, но сделала ещё хуже. Муж был непреклонен, из-за этого супруги серьёзно поругались.
Вечером к нему в номер пришли какие-то два мужика, с которыми он напился с горя. Мама Софьи чуть ли не всю ночь тряслась от страха. Вдруг им в голову взбредёт устроить пьяный дебош. Мужики ушли в третьем часу ночи. Муж, пригрозив жене, что утром он ей покажет, кто в семье хозяин и кого она должна слушаться, заснул прямо за столом. Жена с трудом перевела его на кровать. Рано утром, когда он ещё спал, мама разбудила Софью, и они пошли к месту посадки на автобус. Что будет с ними по приезду назад, они могли только догадываться.
Пока группа шла пешим ходом к храму, папа Егора подошёл к маме Софьи, которая тоже старалась не отставать от группы и сказал:
– Егор успел мне рассказать об угрозах вашего мужа. Пойдёмте, я познакомлю вас с моими боевыми товарищами, там решим что делать.
Ответом ему был взгляд уставшей бояться женщины. Тревога за дочь заставляла её искать выход из создавшегося положения. Ускорив шаг, они нагнали двух мужчин, легко преодолевающих подъём в гору. Результатом беседы стало решение подежурить под окнами гостиницы, пока не выяснится реакция мужа на своеволие жены. Будет скандалить – придут и упакуют, вызвав параллельно полицию.
Гид – женщина средних лет в тёмных очках и белом легком платьице заговорила, когда последние кроны, заслоняющие одну из главных святынь Крыма, расступились перед экскурсантами. Из плоской ладони горы в небо возросли белокаменные стены храма, отороченные черными куполами с золотыми куполками и крестами.
– Ну вот мы и дошли с вами до храма Воскресения Христова. Он был построен в 1892 году на природном плато отвесной скалы на высоте четыреста двадцать метров от уровня моря. Церковь была возведена в память о спасении царской семьи. Согласно истории, в 1888 году здесь потерпел крушение поезд, в котором ехал император Александр III с родными. Потолок вагона начал обваливаться, Александр III, имевший большую физическую силу, удерживал его, пока вся семья не выбралась из поезда.
Руслан и Ира многозначительно переглянулись. Получалось, что прав был именно Руслан.
– А как же легенда о спасённой дочери графа Кузнецова? Разве отец построил храм не в честь её спасения? – спросила гида Оля.
– Да, ходит в наших краях эта красивая легенда. Я в неё очень даже верю. Достоверно известно лишь то, что главным инициатором и меценатом возведения Вознесенской церкви на горе был известный московский купец Кузнецов, переехавший жить в Крым. Нижний храм был посвящён чудесному спасению царской семьи при крушении поезда, а вот верхний – Воскресению Христа, который не единожды, а множество раз спасал людей. В их числе могла быть и дочь графа Кузнецова.
Легенда гласит, что юная красавица очень любила кататься на лошадях в упряжке. Однажды кони словно взбесились и помчали её прямо к этому обрыву. Ни девушка, ни извозчик не могли остановить обезумевших животных. Вдруг перед обрывом лошади сами встали, как вкопанные. Было похоже, что их остановила ниспосланная свыше сила.
– Спасибо! – воскликнула обрадованная Оля, дослушав ответ гида.
Стайка подростков расплылись довольными улыбками. Всё разрешилось самым наилучшим образом. И Ира была права, и Руслан тоже.
«Всё-таки, как мало людям надо для счастья, но и как мало надо, чтобы сделать их несчастными!» - подумала баба Лена, встречая пешеходов, среди которых шла и светилась радостью её любимая внучка.
Они стояли на смотровой площадке вместе со священником, который только что отслужил молебен о мире, во спасение людей и в преодоление раскола в Православии. Открывшийся с обрыва вид поражал, завораживал, приводил в восхищение! Где-то там, далеко внизу, волны Чёрного моря старательно омывали подошву отвесной скалы, вершину которой украшал и освящал величественный храм Воскресения Христова. Мелкая рябь на поверхности морской пучины уводила взгляд далеко в открытое море, туда, где оно упиралось в недостижимо высокое ясное небо. Все земные дела, все проблемы отошли на такой дальний план, что их как будто и вовсе не было в этой жизни. Они без остатка растворились в гостеприимстве святого места.
– Мир вам! – благословляли небеса.
– Во имя Отца, Сына и Святаго Духа, – обнимала паломников нисходящая благодать.
– Аминь, – в едином порыве отвечали сердца добрых людей.
Светлана Тишкина
(послесловие к рассказу " Крымская галька - донбасский песок" )
Читайте в ленте канала"Крымская галька - донбасский песок":
часть первая
часть вторая
часть третья
часть четвёртая