«12 разгневанных мужчин», «Серпико», «Телесеть», «Убийство в „Восточном экспрессе“» — фильмы-легенды, о которых хотя бы раз слышал каждый. Всё это картины режиссера Сидни Люмета — настоящего мастера умного и тонкого кино. Кино, которое не только про экшн, но и про смысл.
За всю жизнь Сидни Люмет снял более пятидесяти фильмов — от детективов до трагикомедий. И написал всего одну книгу. В этом году она, наконец, вышла в России. Начнете читать — и тут же перенесетесь на съемочную площадку. Услышите: «Камера, свет, мотор!». И увидите пристальный взгляд Аль Пачино, который репетирует сцену.
Если вы киноман, будущий режиссер или просто любитель хороших фильмов, мы приглашаем вас на премьеру. Занимайте места и приготовьтесь к кинематографическому приключению. Будет интересно.
Мастер фильмов — тех, что «на века»
Сидни Люмет — личность невероятная. За 50 лет он снял более пятидесяти фильмов. Работал с Аль Пачино, Ингрид Бергман, Шоном Коннери, Марлоном Брандо, Дастином Хоффманом, Генри Фонда. Люмета четырежды номинировали на «Оскар», но долгожданную награду он получил только в 2005 году (а снимать начал в пятидесятых) — за вклад в киноискусство.
Фильмы Люмета стали классикой, выдержали проверку временем и зрительским интересом. Хотя один «Оскар» — кажется, маловато.
В книге «Как делается кино» Люмет ведёт нас на «кухню» и раскрывает секреты создания фильмов: делится воспоминаниями, фактами об актёрах, сценаристах. О том, как проходят репетиции, съемки, монтаж. Как создаются декорации и пишется звук.
Книга о том, что происходит по ту сторону экрана. Вся магия кино как на ладони.
Об актерах
«Актеры — очень часто вы идете в кино именно из-за них», — пишет режиссёр. Люмет вырос в актерской семье и сам играл с родителями в театре и на Бродвее в Нью-Йорке. В книге он рассказывает о звёздах, с которыми ему посчастливилось работать.
Например, Аль Пачино очень требователен к себе. Когда идёт первый просмотр отснятого материала, актёр сидит в стороне с ледяным спокойствием. Но если ему кажется, что он сыграл не в полную силу, просит переснять сцену. И итоговый вариант — всегда на высоте.
Некоторые актеры не могут видеть себя на экране, другие — постоянно конфликтуют со сценаристами. Вы узнаете, что у Марлона Брандо никогда не было свиты помощников. А Ингрид Бергман должна была играть княгиню в «Убийстве в „Восточном экспрессе“», но хотела быть служанкой. Люмет отдал ей роль, и она получила за неё «Оскар».
Маленькие и жутко интересные истории, из которых и состоит мир кино.
Тайны кино
Съемки фильма захватывают: Люмет рассказывает про интересные детали, о которых простой зритель ничего не знает. Вот несколько секретов из-за кулис.
- На актеров крепят маленькие микрофоны, чтобы записывать диалоги. Во время съемки можно поймать сигнал и услышать двух болтливых таксистов-пакистанцев, проезжающих мимо студии.
- Сценаристы vs. актеры. Большинство сценаристов ненавидят актеров. Возможно, потому что актеры-звезды обладают удивительной властью: им стоит лишь попросить, и любая студия за пять секунд откажется от сценариста, а заодно и от режиссера.
- Никто не знает, почему фильмы становятся популярны. Благодаря какому-то невероятному дару это знал Уолт Дисней. Сегодня, кажется, ещё Стивен Спилберг. Но даже они не могут по умолчанию делать все, что захотят.
Как выбрать саундтрек
Есть множество киномифов, но один из них — чистая правда. О том, что музыка может спасти или погубить кино. Люмет уверен, что признак хорошей киномузыки: когда мгновенно припоминаешь визуальный ряд картины, в которой она звучит.
Настоящий музыкальный парадокс состоит в том, что некоторые лучшие саундтреки невозможно вспомнить.
Например, превосходную музыку Говарда Шора к «Молчанию ягнят». «Во время фильма я вообще ее не слышал, — пишет Люмет. — Но постоянно чувствовал. В большинстве своих картин я пытаюсь добиться того же».
А что же режиссер?
Книга Люмета — это ещё и погружение в мир режиссерской работы. Сидни Люмет щедро делится тонкостями с читателями. Вот несколько цитат, которые рассказывают о задаче режиссера.
- Про сценарий. «Я не верю в ожидание «великого» сценария, из которого получится шедевр. Что действительно важно — так это чтобы материал вовлекал меня лично».
- Про границы. «Я не против ограничений. Иногда они даже побуждают трудиться лучше, с большим воображением. Они могут поднять боевой дух в группе и среди актеров, что в итоге добавит фильму страсти и проявится на экране».
- Про кино. «Кино — единственная форма искусства, использующая живых людей, чтобы запечатлеть нечто в буквальном смысле большее, чем сама жизнь».
Не только про фильмы
Книга Люмета — не только про кино. Это рассказ о том, как любить и классно делать свое дело, быть честным, скромным, по-хорошему дотошным и никогда не изменять себе. Собрание бесценных мыслей и честный монолог профессионала.
Люмет обожал свою работу — это чувствуется в каждой строчке. В свои 83 режиссёр ещё работал на площадке: снимал картину «Игры дьявола».
Что ещё вы узнаете из книги Люмета :
- Как снимались хиты кинематографа
- Что такое «метод резиновой уточки» и «миккимаусинг»
- Правда ли, что все хорошие фильмы — заслуга монтажа
- Какая связь между бюджетом и успехом фильма
- Всегда ли стоит приглашать знаменитостей
- Как быть, если хочется снять фильм
Мы любим кино. Помним старые фильмы. Хотим посмотреть новые. Смеемся, плачем, негодуем, удивляемся и переживаем, глядя на героев с экрана. Кино кажется нам большой тайной. Но на самом деле... он ещё интересней! Книга Сидни Люмета — возможность отправиться в большой мир киношедевров.
Подписывайтесь на рассылку по творческим книгам, чтобы читать интересные отрывки из новинок самыми первыми и получать большие скидки.