Интересное наблюдение - пока человек отдает деньги, он склонен кричать "до чего же дорого!". Стоит только ему перейти на противоположную сторону баррикад - сразу крики меняют содержание на "как можно прожить на эти копейки?". Обычно клиент сервиса склонен рассчитывать доход механика, аппроксимируя выдаваемый гонорар на длительность рабочего дня. Такой расчет не учитывает того, что механик получает за работу как правило не более 50% общей стоимости. Есть и другие издержки. Попробуем раскрыть эту нехитрую арифметику на примере замены тормозных колодок.
Замена тормозных колодок дисковых тормозов обычно стоит в диапазоне 700-1500 рублей - в зависимости от аппетитов конкретного сервиса (не говорим сейчас о дилерских СТО - там своя экономика).
Вроде бы работа не выглядит очень уж муторной - снять колесо, открутить один болт крепления суппорта, вдавить поршень суппорта, поставить новые колодки, прикрутить болт крепления суппорта, накинуть колесо, повторить набор действий на другой стороне машины, отпустить клиента.
Если делать все бегом - то мероприятие займет примерно полчаса - с учетом закатывания и выкатывания машины. При таком раскладе озвученная цена выглядит вполне справедливой - не слишком высокой для клиента и не слишком низкой для механика. Особо расчетливый клиент сразу прикинет - "ага, 700 рублей за полчаса. Рабочий день - 8 часов, а у них так и все 10, то есть, за день он сделает 700*2*10=14000 рублей. Некисло так!". Понятно, что на самом деле этот расчет далек от реальности - ну как бы так запланировать рабочий день, чтобы каждые полчаса заезжал клиент с заменой колодок и без дополнительных затрат времени? Конечно, поток клиентов ниже. Кроме того, едва ли не каждый клиент любит поговорить с механиком, и за это его трудно осуждать - откуда еще узнать о состоянии своей машины, если не залезаешь под нее регулярно с инспекцией? И это тоже затраты времени - либо механик беседует, вместо того, чтобы крутить гайки, либо пытается сочетать эти два занятия - но тогда и делает их гораздо менее продуктивно.
И при всем этом - на любом шаге механика может ожидать засада. Понятно, что замена колодок - не та задача, на которой засада окажется фатальной. Однако же любое подобное препятствие - это потерянное время. При этом, очевидно, неоплачиваемое.
Теперь дополним перечень работ. На самом деле, перед установкой крайне желательно вычистить старую смазку и заложить новую в направляющие суппорта - это уже 5-10 минут. Кроме того, часто закисают те места в скобе суппорта, по которым ходит колодка:
Их тоже надо чистить. Здесь механику на помощь приходит корд-щетка и напильник, но меньше пяти минут на тщательную очистку потратить не получится - на каждую сторону автомобиля.
Мы не рассматриваем ситуации, когда у болтов "слизаны" грани, когда направляющая закисла, и суппорт приходится выбивать молотком - а все это хоть и решаемые ситуации, но весьма значительное время, зачастую - неоплачиваемое. Вот и выходит, что с точки зрения клиента он платит 700 рублей за полчаса работы, а на самом деле эта же сумма отдается за час времени механика в сумме.
Конечно, и оплата по фактическому времени - не вариант, бывает ведь и наоборот - работа растягивается из-за низкой квалификации механика, и тогда отдавать много денег становится почти физически больно - мало того, что делали долго и плохо, так еще и дорого.
В эту же кассу можно добавить безобидные, но неприятные упущения механиков. Например, те же пластины между колодкой и скобой можно попросту забыть поставить. На работу тормозов это не повлияет, но во-первых, колодка может начать греметь в скобе, а во-вторых - просто неприятно. И исправлять эту ошибку придется механику бесплатно - как ни крути. Что тоже закладывается в риски при выполнении работ - как мы теперь видим, и без того немалые.
Поэтому любые отношения с автосервисом в итоге приходят к некоторому парадоксальному соотношению доверия и контроля. Вроде бы и доверяет клиент механику - но лучше бы за ним перепроверить, и посмотреть - а все ли на месте, а колесные гайки прикручены или нет, и так далее. Такая вот сфера обслуживания с привкусом стокгольмского синдрома из-за ощущения переплаты с одной стороны, и ощущения "мало платят" - с другой. Это в целом нормально, лишь бы оба участника процесса добросовестно относились к выполнению своей роли. Главное - подобрать того мастера, с кем этот дуэт окажется для автовладельца наиболее органичным.