Сегодня товарными знаками никого сильно не удивишь. Современный потребитель в среднем за одно посещение гипермаркета пропускает через свое восприятие от нескольких десятков до нескольких сотен обозначений, которые зарегистрированы в реестрах патентных ведомств.
Национальные системы регистрации товарных знаков получили широкое распространение в мире во многом только с XIX века [кстати, о самых старинных зарегистрированных товарных знаков, действующих до сегодняшнего дня, Вы можете прочитать в нашей статье “Время первых знаков”].
Однако даже до введения централизованных систем регистраций, еще со времен Средневековья товарные знаки выполняли свою основную функцию - помочь потребителю отличить продукцию одного производителя от продукции другого.
Некоторое время назад мы задались целью найти примеры товаров, которые были созданы много лет назад, но сохранились до сегодняшнего дня с изначально нанесенными на них товарными знаками изготовителя в неизменном виде.
Сначала мы подумали про старинные алкогольные напитки, которые чисто теоретически могли сохраниться на протяжении столетий у ценителей или коллекционеров. Мы выяснили, что бренд шампанских вин Moet & Chandon существует, как минимум, с середины XVIII века, а бренд виски Bushmills - с начала XVII.
Потом мы прочитали легенду о том, что один из старейших брендов пива - “Stella Artois” - ведет свою историю с 1366 года. “Ничего себе!” - подумали мы. Это значит, что герои или хотя бы современники Куликовской битвы (1380) могли присутствовать при рождении бренда, на много веков пережившего Золотую Орду.
Однако, как мы ни старались найти оригинальный экземпляр бутылки старинного алкоголя, хотя бы выдержкой в несколько сотен лет, нам это не удалось. Вероятно, настолько долго продукт не может храниться. [Около 10 лет назад на аукционе в Сигнапуре предлагалась к продаже бутылка Moet & Chandon всего лишь 100-летней выдержки, которая, однако, позиционировалась как одна из наиболее старинных из сохранившихся. Вместе с тем, и ее покупателя, и дальнейших следов бутылки нам найти не удалось].
Некоторое разочарование постигло нас и с пивом - мы узнали, что под названием Artois пиво существует лишь с 1708 года (то есть со времен, как минимум, Петра Первого), а с текущим названием - Stella Artois - вообще с 1926 года. Во времена же Золотой орды бренд, хотя и существовал, но назывался совсем по-другому - Den Hoorn.
Поняв, что с продуктами питания и напитками нам не добиться впечатляющего успеха, мы вспомнили про итальянский бренд оружия Beretta. Производитель прямо на своем сайте сегодня утверждает, что бренд возник в 1526 году и является старейшим брендом вооружений в мире. Нам удалось обнаружить, что один из наиболее старинных экземпляров длинноствольных ружей Beretta можно увидеть в частной коллекции компании. Утверждается, что ружейный замок реликвии датирован 1691 годом. Однако доступ к частной коллекции ограничен для публики и увидеть экспонат собственными глазами крайне затруднительно.
Мы также вспомнили про удивительные скрипки Николо Амати [который, кстати, создавал свои инструменты раньше Страдивари]. Выяснилось, что самая старинная скрипка хранится в Южной Дакоте (США), в Национальном Музее Музыки. При этом, несколько более поздних экземпляров примерно того же времени можно увидеть в экспозиции Музея Метрополитен в Нью-Йорке.
Единственный вопрос, который оставался неотвеченным в отношении старинных скрипок, это вопрос о том, сможем ли мы увидеть на этих удивительных музыкальных инструментах собственно товарный знак Николо Амати или к настоящему моменту он почти перестал быть заметен либо в принципе никогда не был нанесен.
Изучая вопрос о наличии логотипов на старинных скрипках и одновременно просматривая прочие коллекции главных мировых музеев, мы, как нам показалось, смогли обнаружить еще более древний - сохранившийся в неизменном виде - экземпляр “продукции”, брендированный товарными знаками своих изготовителей.
Как нам удалось установить, найденный “товар” может относиться едва ли не ко временам Крестовых походов и, соответственно, периоду правления Ричарда Львиное Сердце и Александра Невского - концу XII - началу XIII века.
Поэтому, когда наши коллеги оказались рядом с местом его экспозиции, они с радостью сделали фотографию находки для наших читателей.
На фотографии изображена оригинальная крепостная стена средневекового замка, находившегося в том месте в Париже, где сейчас расположен музей Лувр.
Эту стену можно увидеть, спустившись при просмотре экспозиции Лувра на этаж Lower Ground Floor, в секции Medieval Louvre: the moats.
Если присмотреться, то можно заметить, что каждый камень, положенный в основание крепостной стены, брендирован определенным символом. Данные символы, как следует из информационных материалов и пояснений экскурсовода, представляют собой древние товарные знаки, которыми каменщик, принимавший участие в сооружении крепости, брендировал изготовленные и доставленные им на место строительства замка камни, чтобы они отличались от аналогичных камней, вырубленных и доставленных его коллегой или конкурентом.
Считается, что персональный брендинг камней каждым каменщиком или группой каменщиков играл ключевую роль при решении вопроса об оплате их работы и определении выполненных объемов.
Впоследствии - уже в XVIII веке - гильдии и группы рабочих объединились в ложи “свободных каменщиков” или “Franc-maçonnerie”, создав основу для будущего движения масонов. В свою очередь, символы и знаки каменщиков постепенно трансформировались в сложную структуру масонских знаков и символов.
В завершении мы приводим краткую систематизацию знаков каменщиков, которые каждый посетивший столицу Франции может увидеть на Lower Ground Floor этаже Лувра, как это сделали наши коллеги. Она подробно описана в книге John Curtis и St John Simpson с названием The World of Achaemenid Persia: History, Art and Society in Iran and the Ancient Near East.
В случае, если наши читатели смогли обнаружить еще более ранние примеры старинных брендированных товаров, сохранившиеся до сегодняшнего дня, просим сообщить нам по адресу: nikolay.shevchenko@claims.ru, мы обязательно расскажем о них в наших следующих публикациях.
Больше интересных историй о товарных знаках и интеллектуальной собственности в нашем телеграм-канале.