Ростовский писатель-фантаст Владимир Данихнов умер 17 сентября 2018 года после второго рецидива рака – остановилось сердце. Ему было 37 лет. Пишут, что врачи давали ему месяц, но он прожил лето. Впрочем, еще в 2015 году, при первой постановке диагноза, врачи давали ему год жизни.
В 2017 году Данихнов написал роман «Тварь размером с колесо обозрения». Рецензенты романа расходятся во мнениях: некоторые, например, прямо пишут что это – фантастика, а не литература о проживании травмы, другие все-таки относят книгу к романам «о травматичном опыте».
В романе писатель рассказывает о своей борьбе с раком. Как он обратился к врачам с довольно малозначительной проблемой, как сначала решили, что это полипы и даже прооперировали его по этому поводу, но гистология показала иное. Как ему сделали операцию с названием «энуклеация глаза», то есть удалили глаз вместе с опухолью и часть кости, хотя надеялись, конечно, что глаз удастся оставить. Как он ходил с «повязкой пирата», купленной на али. Как случился первый рецедив. Как все это время ему помогала жена. Как они собирали деньги на лечение, и как много людей помогало: даже те, с которыми он поссорился или не разговаривал, делали перепосты, вышла на связь сестра отца и другие дальние родственники.
Главы о лечении перемежаются рассказами о том, как ещё до болезни писатель вместе с коллегами и друзьями бродил по «заброшкам» Ростова, рассматривал и фотографировал вещи, оставленные хозяевами.
Интересно, что как в «Коробке в форме сердца» часто всплывают пресловутые коробки, так и в «Твари размером с колесо обозрения» есть свой неявный символ, который повторяется то так, то этак, и это не тварь (и даже не коробка, которую писатель нашел в одном из своих диггерских путешествий и которая играет важную роль в сюжете): это банки с домашним консервированием. Их презентуют Данихновым родственники, и они помогают пережить семье зиму, когда денег после лечения нет. Еще до постановки диагноза он находит в разрушающемся и оставленном доме банки с закрутками, совсем свежие: но они вместе с другом надеются, что хозяева еще вернутся в дом за своими вещами, и оставляют их в подвале, где нашли.
В отсутствие «динамичного развития сюжета» и прочего «экшна», что бы уж не подразумевали под этим писатели рецензий буквами, читать роман интересно и легко. Это, конечно, книга про жизнь.
Из книги:
«Мама кричала в окно: Вова, мультики! – и я бежал домой смотреть мультики. Хорошо, если рисованные. Но кукольные тоже смотрел – что делать».
(Поразило меня точностью наблюдения, начиная с «Вова, мультики». Всем кричали, все шли, все предпочитали рисованные. Есть вообще в мире человек, которому действительно кукольные нравились больше рисованных? Отзовись в комментариях, прошу, - хочу просто посмотреть).
«Когда человек умирает, вдруг становится не важно, чей Крым. Когда рак, не так уж и важно, на каком языке человек говорит».
«Ты знаешь, что человек серьёзно болен. Что скоро он умрёт. Что он умрёт, может быть, в этом месяце. Но вот он умирает – и это всегда внезапно».
Тест Бехдель пройдет.
Моя оценка 9 из 10.
Если публикация вам понравилась, ставьте «палец вверх», и мои посты будут изредка всплывать в вашей ленте на Яндекс-дзене :-)