Часто ли вы сталкиваетесь с конфликтами в жизни, учебе или работе? Умеете ли решать их с минимальными потерями для себя?
В нашей статье вы найдете топ-3 метода для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций и многое другое. Больше полезных статей - в нашем телеграм-канале Careerology.
Говорят, что в споре рождается истина. И это действительно так – оживленные дискуссии, многочасовые обсуждения и брейнсторминг во многом способствуют достижению наилучшего результата. Но межличностные конфликты в рабочей среде неизбежны, поэтому навык их разрешения становится одним из ключевых при трудоустройстве.
Что такое конфликт?
Разногласия являются неотъемлемой частью нашей жизни. Однако в какой момент противоречия и несовпадения мнений превращаются в конфликт?
Под конфликтом понимают острые расхождения во взглядах, которые порождают противодействия между людьми, так как зачастую сопровождаются негативными эмоциями. Такое отсутствие согласия может привести к дальнейшей разобщенности коллектива, поэтому умение разрешать возникающие конфликты становится ключевым в рабочей среде.
Всегда ли конфликт - это плохо?
Мы привыкли, что конфликт - это что-то, чего нужно избегать. Многих учили, что лучше уступить оппоненту, чем отстаивать свою точку зрения и портить отношения. Но всегда ли это проблема?
Да, если конфликт решается так, как в первой части этого забавного мультика: если две стороны конфликта не могут нормально договориться, они втягивают все большее количество участников в конфликт, и в результате проигрывают все.
Если говорить серьезно, сам по себе конфликт является нормальной частью человеческих отношений, в том числе и рабочих. Разные взгляды на жизни, опыт и бэкграунд приводят к несовпадению мнений и зачастую спорам. Поэтому конфликты неизбежны, и полностью избежать их не получится.
Интересно, что некоторые виды конфликтов желательны даже в самых эффективных организациях. Конфликты позволяют обнаружить скрытые проблемы, понять позицию каждой стороны по возникшему вопросу и найти наилучшее решение.
В результате, атмосфера в коллективе становится более дружелюбной, а сотрудники понимают, с какой целью они работают, и могут лучше выстраивать взаимодействие по рабочим вопросам.
Ключевым фактором является умение правильно действовать в конфликтных ситуациях и знать способы их разрешения. Этот навык особенно важен по одной простой причине – чтобы не допустить дальнейшую эскалацию конфликта. Конфликт приобретает негативный окрас, когда вызывает состояние психологического дискомфорта у его участников, что в свою очередь разрушает доверительные отношения между людьми.
Как предотвратить конфликт – полезные лайфхаки.
Если конфликт только начинает развиваться, его можно попробовать предотвратить. Мы выбрали топ-3 метода, которые позволяют это сделать.
1) Контролируйте эмоции.
В любой жизненной ситуации следует обратить внимание в первую очередь на себя. Контроль над своим эмоциональным состоянием – ключевое умение любого взрослого человека.
Прежде чем реагировать эмоционально на реплику коллеги или рабочую ситуации, возьмите паузу и посмотрите на ситуацию рационально. Это снизит вероятность недопонимания или неправильной интерпретации реплики или действия другого человека.
Еще один способ взять верх над эмоциями вы можете узнать из короткого подкаста от Лайфхакера.
2) Выслушайте коллегу.
Если ваш собеседник раздражен или подавлен, постарайтесь оказать ему эмоциональную поддержку, прежде чем вступать в спор. Вместе вы сможете выявить истинную причину разногласий и разрешить проблему совместными усилиями.
3) Не принимайте все на свой счет.
В значительном большинстве случаев реальной причиной конфликтов являются несовпадения мнений по ключевым вопросам, но никак не личная неприязнь. Поэтому при возникновении разногласий никогда не стоит переходить на личности и воспринимать непонимание на свой счет.
Произошел конфликт? Еще не все потеряно!
Если конфликт уже невозможно предотвратить, нужно решить его как можно быстрее и желательно с наименьшими потерями для себя.
Для начала оцените 2 вещи - важность предмета конфликта для вас, а также важность отношений с человеком, с которым возник спор на работе. Исходя из этого выбирайте стратегию выхода из конфликта.
Для этого используйте одну из самых известных классификаций поведения в конфликтных ситуациях.
Кто ты – черепаха, медведь, акула, лиса или сова?
Черепаха = избегание. Конфликт на лицо, но человек игнорирует и его, и взаимоотношения в между людьми в коллективе. Такой модели мы придерживаемся, если
Медведь = уступчивость. Такая модель поведения характерна тогда, когда оппонент обладает большим влиянием, чем вы, и вам важны скорее отношения с оппонентом, нежели собственные цели. В этом случае стоит уступить. Помните, что часто важнее не то, что вы "проиграли" в какой-то одной ситуации, а то, что вы выигрываете в итоге.
Акула = соперничество. Человек действует по принципу «цель оправдывает средства» и в первую очередь думает только о достижении собственных целей, что чревато возможным прекращением отношений с оппонентом.
Лиса = компромисс. Каждый получается небольшую часть от той цели, которую преследовал, плюс сохраняются отношения внутри группы. Однако каждый все равно что-то теряет и остается не до конца удовлетворенным.
Сова = сотрудничество. Данная стратегия направлена на достижения взаимовыгодного результата win-win, когда участники конфликта находят такое решение проблемы, которое полностью устраивает всех.
Реализовать такую стратегию достаточно сложно. Поэтому мы хотим дать вам мини-инструкцию:
1. Определите вашу цель и цель вашего оппонента/оппонентов. Чаще всего эти цели будут сильно отличаться или вообще быть противоположными.
Например, вы хотите купить сразу много канцтоваров в офис (на год вперед), а ваш начальник соглашается на закупку только на этот месяц. Очевидно, что сейчас цели противоположны - одновременно и много, и мало канцтоваров невозможно.
2. Попробуйте понять, почему человек пришел к этой цели/мнению и почему вы пришли к своей.
В ситуации с канцтоварами ваша основная мотивация - избавление от лишней нагрузки и экономия сил и денег, потому что если вы закажете сразу много, вы получите скидку и вам больше не придется делать закупку еще раз. У вашего начальника другое мнение - он понимает, что в офисе нет места, а также то, что сотрудники могут забирать канцтовары себе домой.
3. Найдите ситуацию, при которой можно решить проблему.
В нашем примере можно сделать следующим образом: вы договариваетесь с компанией, у которой покупаете канцтовары о том, что вы оплачиваете покупку годового запаса канцтоваров, но просите привозить их раз в 1-2 месяца. В этой ситуации ваш начальник получил, что хотел, - в офисе не хранится огромное количество ручек, карандашей и бумаги. Но также и вы получили то, что хотели, - избавление от головной боли с заказом канцтоваров.
Еще один универсальный способ решения конфликтов
Он называется "сострадательное любопытство" (compassionate curiosity). Сами пользуемся и вам советуем!
В следующий раз, когда ваш коллега на работе или учебе начнет повышать на вас голос и провоцировать развитие конфликта, не спрашивайте его "Да ты в своем уме?/Или какого [цензура] ты это делаешь?". Вместо этого проявите сочувствие и спросите человека, что он чувствует по поводу этой ситуации, как пришел к такому выводу и пр.
Отвечая на такие вопросы, человек постепенно успокаивается и вам становится проще решить проблему мирным путем. Важно: это лучше всего работает именно с отношениями на работе, потому что чем ближе у вас общение с человеком, тем выше "ставки" при возникающем конфликте с обеих сторон. А значит, сложнее нахождение решения.
Подробнее о сострадательном любопытстве в этом видео.
Для тех, кто всегда хочет больше: подборка для самостоятельного развития навыка разрешения конфликтов!
1) Книга Кеннета Клока и Джоан Голдсмит "Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий"
Американские специалисты по разрешению конфликтов не дают готовых инструкций: они уверены, что общих принципов для решения конфликтов не существует, а попытка подойти к ситуации рационально не может быть успешной. В спорных ситуациях не бывает однозначных выборов, и каждый надо прожить, выстрадать, настроиться на другого человека, понять и принять его эмоции. Описывая разные случаи конфликтов, они дают возможность читателям найти в них собственный смысл.
2) Книга Роберта Саттона "Не работайте с м…даками. И что делать, если они вокруг вас"
Центральная мысль автора книги, преподавателя менеджмента в Стэнфордском университете (США), проста: даже самый квалифицированный специалист, если он ведет себя неуважительно по отношению к коллегам и подчиненным, для компании вреден. Вы получите советы, как выживать в ядовитой среде, пока вы не подыщете себе место в другой компании среди приличных людей. Рекомендации автора практичны и эффективны, и, как видно из названия книги, он не стесняется называть вещи своими именами. Что во многих случаях терапевтично уже само по себе.
3) TedxTalk от Клэра Кэнфилда о положительных сторонах конфликта
Конфликты неизбежны. И иногда даже полезны! Поэтому обязательно развивайте навык разрешения конфликтов и обучайтесь правильному поведению в спорных ситуациях.