Найти в Дзене

Как мы ущемляем свободу наших детей?

Оглавление

Теория будто “розовый цвет – для девочек, а синий – для мальчиков”, глубоко укоренилась в нашей психике еще с раннего возраста. Но вопреки распространенному мнению, девочки не запрограммированы любить розовый, как и мальчики синий. Во всем виновато общество, которое закладывает в нас такие предпочтения. Некоторые из вас скажут: “а какая собственно разница, это всего-лишь цвета” – на самом деле это пример того, как мы ограничиваем свободу выбора и самовыражения для себя и наших детей.

Новые исследования показывают, что подобные гендерные ярлыки могут иметь куда более масштабные последствия, которые преследуют нас всю жизнь. Недавно было опубликовано одно из них.

Эффект усиления стереотипов

Чтобы выяснить, как гендерные ярлыки влияют на выбор детей исследователи из Гонконгского Университета провели небольшой эксперимент со 126 дошкольниками в возрасте от 5 до 7 лет. Им выдали карточки и игрушки двух цветов: желтого и зеленого. После того, как ученые сказали детям, что желтый – это “женский цвет”, девочек привлекали только желтые игрушки, в то время как мальчики выбрали зеленые. Однако дети, которым не была дана конкретная гендерная ассоциация не показали предпочтений к цвету игрушки.

Затем исследователи дали детям желто-зеленые головоломки, чтобы проверить влияние гендерных меток на производительность. Мальчики и девочки справлялись с ними одинаково хорошо, пока никто не упоминал, какие цвета к какому полу относятся. Однако, как только дети подверглись воздействию половых меток — независимо от того, получили ли они “соответствующий своему полу” цвет или нет – мальчики начинали превосходить девочек.

Исследователи полагают, что возможным объяснением лучшей производительности мальчиков является “эффект усиления стереотипов” – игра с заданными головоломками требует пространственного мышления, которое зачастую называют “мужским” навыком. Поэтому дети могут предположить, что естественно мальчики лучше решают их и подсознательно стараются соответствовать этим ожиданиям.

Дело не только в цветовых предпочтениях

-2

На самом деле полученные результаты поднимают многие важные вопросы, которые выходят далеко за эти рамки. Если цвета “для девочек” и “для мальчиков” могут так сильно влиять на способности ребенка, представьте себе эффект от других более мощных стереотипов “для” определенного пола: характера, навыков, увлечений, школьных предметов, места работы и роли в семье. В раннем возрасте гендерные ярлыки приводят к тому, что девочки и мальчики играют с разными игрушками, читают разные книги и имеют разные интересы.

Однако небольшие различия приводят к большему эффекту: девочкам предлагают сосредоточиться на “более женственных” ролях в школе и университете, в карьере и семье. Они, как и мы лишаются свободы любить то, что любят. Представьте, что вы с малых лет могли бы формировать свою жизнь в корне иным образом. Если бы общество не было таким ограничительным и более понятливым, возможно женщин перестали бы принуждать к менее мощным социальным ролям.

Настоящая проблема куда глубже

-3

Только поймите правильно, нет ничего плохого в том, что женщины наслаждаются розовым – проблема в том, что нас к этому почти насильно сподвигают и отсутствие свободы сказывается на дальнейшей жизни. С такой же силой все эти социальные сигналы влияют на жизнь мальчиков: мальчик, который по своим габаритам куда меньше сверстников вполне может чувствовать себя неудачником, потому что просто не соответствует “норме”. Он может расти и верить, что ему нельзя показывать свои эмоции, иначе будет выглядеть как “девочка”.

Давайте дадим нашим детям шанс сформировать свои собственные личности, основанные на инстинктах и индивидуальности.
Читайте также: Эти три привычки сильно влияют на развитие мозга вашего ребенка
▶ Подписывайтесь, что бы не пропустить следующую статью !
▶ Не забудьте поставить лайк и поделиться запись с друзьями в социальных сетях.