Разработчик: Owlcat Games
Дата выхода: 25 сентября 2018
Платформы: PC
Вряд ли будет ошибочным утверждение о том, что Dungeons & Dragons — ныне главный столп в мире настольных ролевых игр. Система, начавшая своё победоносное шествие 44 года назад и принесшая миру огромное количество различных медиа-воплощений «по мотивам», в число которых входят и другие настольные игры, и комиксы, и книги (некоторые книги из серии Dragonlanceиздавались когда-то и на русском языке), фильмы (ну, такие себе), мультфильмы (и по Драконьему Копью в том числе), и, конечно же, видеоигры. В частности, многочисленные компьютерные ролевые игры вроде ставших культовыми Neverwinter Nights, Baldur's Gate и Icewind Dale.
Шли годы, ролевая система не могла оставаться на месте, обрастая новыми подробностями, правилами, нюансами и лором. Сначала появились Advanced Dungeons & Dragons (полагаю, выйди они в 90-х, назывались бы EXTREME Dungeons & Dragons), которые потом слились с основной серий в одно целое, потом появилась третья, наиболее успешная, редакция и 3.5, развивающая её идеи. А с выходом четвёртой произошёл разлад.
Крупная часть обычных игроков и авторов оказалась не сильно довольной внесёнными изменениями, ребята собрались с силами и ушли развивать свою РПГ-систему с блэкджеком и всяким прочим. Именно так появилась вселенная Pathfinder. Ну, в общих чертах. Как и свой прародитель, за 10 лет существования игра получила ряд спиноффов в виде книжной серии, варгейма с миниатюрами, серии комиксов и неплохой карточной игры (вышедшей на русском языке под названием, хм, «Pathfinder. Карточная игра»). Потому появление полноценной ролевой компьютерной игры по одной из сюжетной кампаний оригинала (там они выходят в виде крупных сюжетных кампаний под названием «Тропа приключений») — вряд ли что-то удивительное в целом. Что, впрочем, не делает историю создания игры менее интересной.
Вкратце: производству и выходу игры предшествовала весьма успешная кампания на Kickstarter. А студия-разработчик состоит из ребят, работавших ранее с «Нивалом» и другими отечественными компаниями. В частности, некоторые из них участвовали в разработке таких игр, как «Аллоды Онлайн» и «Герои Меча и Магии 5». Более того, студии удалось привлечь к процессу самого Криса Авеллона, легенду геймдизайна, приложившего руку к неприличному количеству популярных видеоигр, в число которых входят Fallout, Star Wars: Knights of the Old Republic, Planescape Torment и многие другие (это помимо упомянутых в первом абзаце, сам список далеко не полон).
Думаю, вполне понятно, почему кредит доверия к игре изначально был на высоком уровне. И, кажется, не зря. Заранее скажу, что играл в бета-версию игры и на данный момент до конца её не прошёл. Игра крупная.
Итак, Pathfinder: Kingmaker — изометрическая ролевая игра с тактической паузой, действие которой происходит в, сюрприз, мире Pathfinder. Завязка сюжета довольно проста и прямолинейна: вечно оспариваемую соседними государствами территорию под названием Украденные Земли заняли злые бандиты, которые кошмарят местное немногочисленное население. Нашему герою и другим отъявленным приключенцам поступает прелюбопытное предложение — избавить область от бандитской угрозы и получить Украденные Земли себе, став их правителем. Казалось бы, задача совсем нетривиальная и клишированная, но это только начало.
Основной сюжет игры не отличается какой-либо тягой к НЕОЖИДАННЫМ ПОВОРОТАМ и глубокой драматургии, но неплохо разворачивается из довольно куцей завязки, по пути обрастая любопытными подробностями, где нам предстоит и разобраться в конфликте двух племён мелких монстров, и узнать, почему во сне герою приходят кошмары о неком утопленнике. Но в основном игру строит нарратив, на который здесь работает буквально всё, даже дневник для отслеживания заданий пишется от лица одного из компаньонов, барда Линзи. Дело в том, что она решила подойти к созданию героических баллад совершенно нестандартным способом — писать их непосредственно во время приключений вместо посмертных жизнеописаний.
К слову о компаньонах: для создания героической ватаги нам будет доступен широкий ассортимент возможных компаньонов, от суровой женщины-варвара Амири из страны Повелителей Мамонтов, до дварфа Харрима, чьей религией является вера в глобальный Конец Времён. Естественно, каждый из возможных побратимов обладает своим мировоззрением, способностями и личной историей. Развитие личностей компаньонов происходит в их личных линейках квестов, часть которых выдаётся напрямую во время диалогов (а поболтать с ними действительно есть о чём), другая же активируется в других условиях, как, например, взятие определённого побочного квеста. Из их историй и будет строиться немалая доля общего повествования: каждому из спутников есть, что доказать себе или окружающим, у каждого за спиной кроется довольно трагичная история. Дело в том, большинство встречающихся играбельных персонажей — в той или иной мере изгои. Кого-то не приняли среди своих из-за половой дискриминации, кого-то выгнали из общины по идейным соображениям. Такие вот униженные и оскорблённые.
Геймплей по своей сути не ушёл далеко от классических представителей жанра: камера висит над головами персонажей, мы ходим по локациям, собираем в рюкзаки полезный хлам, подбираем состав партии для вылазок, разговариваем диалоги и воюем. Но и без интересных нововведений не обошлось: часть сюжетных событий подаётся игрой в виде книжного текста с иллюстрациями, где от игрока требуется выбрать один из возможных вариантов развития событий. Такие небольшие книги-игры внутри самой игры.
По мере продвижения по основному сюжету игроку станет доступен микро- и макроменеджмент собственного королевства со столь необходимым сбором ресурсов, общением с советниками и прочими градостроительными делами.
К чему нужно будет подойти с полной серьёзностью — так это к генерации персонажа. Нужно будет выбрать не только косметические черты вроде портрета, внешнего вида и имени, но и раскидать остальные показатели ролевой системы: немалое количество навыков, мировоззрение, основные параметры, стартовый класс и особенности будущего протагониста. Классовая система Pathfinder характерна тем, что она не старается безвозвратно привязать игрока к одному варианту специализации, вполне можно вырастить гибрид из барда, ассасина и акробата. Другое дело, насколько хорошо это будет работать.
Правда, из-за бережного переноса ролевой основы в видеоигру и появится ряд сложностей для игрока. Например, начальная неочевидность стратегии боя с полчищами мелких паучков.
Но для тех, кого напугает обилие подробностей, способностей и прочего, предусмотрена опция с автоматическим повышением уровней у компаньонов и игрой за уже готового персонажа.
Выглядит игра довольно просто в техническом плане, но разнообразно в чисто визуальном, посетить придётся совершенно разные места, от подножия огромного дерева до затуманенных обителей особо опасных тварей. К сожалению, возможности свободного вращения камеры не предусмотрено, да и лица персонажей не выйдет рассмотреть в подробностях, на такой уровень зума игра не способна. Но в том, что касается рисованных картинок (портреты, арты в книгах, крупные арты с персонажами во время загрузок) Pathfinder: Kingmaker — приятнейшее зрелище.
За музыку в игре отвечает именитый композитор Айнон Зур, работавший над огромным количеством проектов, от уже упомянутых Fallout и Baldur's Gate до Dragon Age, так что тут сомневаться особо не приходится — музыкальные композиции очень точно ловят настроение сцен и окружения.
Многие игроки жалуются на совершенно нещадный баланс при игре на высоких уровнях сложности. Мало что могу сказать о хардкорных уровнях, но сама по себе сложность в игре очень гибко настраивается рядом переключателей и ползунков.
В целом же могу сказать, что игра отлично погружает в свой, такой незнакомый и знакомый одновременно, мир с щепоткой ностальгии по старым играм.
Плюсы:
+ Интересные квесты с хорошим текстом
+ Глубокая ролевая система
+ В партии можно иметь до шести человек. Или нечеловек, как выйдет
+ Для некоторых — отсутствие русской озвучки
Минусы:
— Визуально игра немного бедна
— Начинающему игроку может быть сложновато разобраться в нюансах
— Немного долгие и частые загрузки
— Для некоторых — отсутствие русской озвучки
Предыдущая статья о видеоигре: Нэнси Дрю сильно изменилась за лето. Мнение об игре Gone Home