Найти в Дзене
Pleska-info.by

Балканы: лишь бы не было войны

И всем утро! Доброе, солнечное утро! С утра немного политики. Пусть ваш день будет бодрым, заряженным и эффективным! А я буду благодарна за ваши подписки, оценки и комментарии. Кстати говоря в шапке профиля есть мои социалные сети, можете подписаться, там гораздо больше информации и живые дискуссии на каждую статью. Спасииибо :)

_____________________________________________

Балканы многих пугают: здесь шли войны, были зафиксированы напрочь, казалось, забытые этнические чистки. Тестом для бывших социалистических стран, стремившихся поскорее влиться в ряды «цивилизованных», стала поддержка бомбежек Югославии. Поддержали, отбомбили, вошли в НАТО и ЕС. А Балканы, особенно Западные, остаются всеевропейской головной болью. Или что-то меняется?

Большинство наблюдателей согласны: ситуация улучшается. Хотя бы потому, что на территории бывшей Югославии не воюют. Пессимисты добавляют ложку дегтя: но в любой момент могут схватиться за оружие – нет, мол, стабильности в регионе. Ее сейчас нигде нет, парируют оптимисты, и перечисляют факторы, которые помогают Западным Балканам увереннее смотреть в будущее. Первый – международная финансовая помощь, второй – присутствие миротворческих подразделений НАТО, третий – обещание вступления в международные организации. Эксперты (что оптимисты, что пессимисты) говорят, что только из-за перспективы вступления в НАТО и ЕС (последовательность  обычно именно такая) Сербия готова «нормализовать» отношения с Косово, официально признав его независимым государством. Но президент Александр Вучич выдвигает все новые условия: вот сейчас требует гарантий, что Сербия станет членом ЕС к 2025 году, если пойдет на уступки Косово и обменяется территориями. ЕС к выдаче гарантий не готов, «мирные этнические чистки» (а обмен территориями подразумевает именно их) чреваты переходом в боевую стадию, а сербы при этом, как показывают опросы общественного мнения, высказывают все больше сомнений в необходимости членства в Евросоюзе.  

Оптимисты кивают на Македонию – страну, которая 27 лет не может обрести имя. Для большинства стран это Республика Македония, для международных организаций – Бывшая югославская республика Македония, но с таким именем вы можете быть членом ООН, но не НАТО и ЕС (мы ведь помним, что последовательность именно такая). А хочется: в отличие от впавших в европессимизм сербов, македонцы в ЕС хотят. Но не могут: Греция против. Ей не нужен сосед с таким именем: у Греции со словом «Македония» свои исторические ассоциации, а тот факт, что в центре Скопье стоит памятник Александру Македонскому (пусть он официально и называется «Воин на коне»), понимания между соседями не добавляет. Но если намеченный на это воскресенье референдум даст ожидаемые результаты, памятник придется снести. И этот, и многие другие.

Македония, конечно, старается. В конце прошлого года заключила договор о дружбе с Болгарией, летом договорилась с Грецией, и вопрос на референдуме звучит так: «Поддерживаете ли Вы членство в ЕС и НАТО, принимая соглашение между Республикой Македонией и Греческой Республикой?». То, что в этом судьбоносном вопросе даже не упоминается новое название страны – Северная Македония – говорит о многом. Президент страны Георге Иванов уже заявил, что на референдум не пойдет, потому что считает сделку с Грецией «пагубной и пораженческой». Не голосовать призывают и националистические партии. Явка – вопрос принципиальный: состоявшимся признается только тот референдум, на котором проголосовали более 50% избирателей, а это почти 900 тыс. человек. Убедить их всех прийти нереально, соглашаются политики. С другой стороны, референдум консультативный: если пришедшие проголосуют за смену названия, парламентарии наверняка примут такое же решение, невзирая на явку. Потом нужно будет внести соответствующие изменения в Конституцию. И Греция должна будет их утвердить, что грозит стране распадом правящей коалиции и досрочными выборами. Но премьера Ципраса это не пугает: выборы в любом случае пройдут в следующем году. Но поддержки части избирателей он наверняка лишится.

Эксперты говорят: если страна станет «Северной Македонией», в НАТО ее примут быстро, а вот с ЕС придется подождать. Сколько? Никто не знает, а 22% македонцев полагают, что этого не случится никогда. Но Западные Балканы стабилизируются, это так. Главное заклинание – чтобы не было войны.