Найти тему
Aeronautica

COMAC собирается выдержать свой план по запуску C919

Оглавление

Китайский производитель COMAC подтвердил, что третий тестовый самолёт C919 поднимется в воздух в этом году. Всего планируется построить шесть летающих образцов две статичных модели для стендовых испытаний. Сертифицировать модель собираются в 2020 году, первая поставка заказчику ожидается в 2021-м.

Производитель хочет накопить ещё 1 500 часов в воздухе; до сих пор два тестовых прототипа налетали всего чуть более 500 часов.

Испытательная программа новинки проходит крайне неравномерно.

Первый образец, представленный публике в ноябре 2015 года, поднялся в небо лишь 5 мая 2017 года. Но свой второй полёт он совершил только через 19 недель после этого, переместившись с базы COMAC в Шанхае на аэродром AVIC (Aviation Corp. of China) в Сиане.

Второй прототип взлетел с шанхайского аэродрома в декабре 2017 года, а в марте 2018-го уже отправился на доработку. К этому времени, по заявлению представителей COMAC на конференции в Шанхае в середине июня текущего года, суммарно было сделано 23 вылета на обоих самолётах.

Изменения потребовались для хвостового оперения, закрылков и топливных баков. В частности, стало известно об отслоении углепластика на рулях высоты.

15 июня полётная программа возобновилась. Всего же разработка второго китайского узкофюзеляжного реактивного самолёта длится уже с 2008 года.

Второй китайский самолёт

C919 создан государственной Коммерческой авиастроительной корпорацией Китая (Commercial Aircraft Corporation of China, COMAC) на основе на зарубежных технологий — преимущественно, General Electric, Safran, Honeywell International Inc и United Technologies Corp. Оценочная стоимость программы на данный момент - около 20 миллиардов долларов США.

Фюзеляж и крыло самолёта металлические - выполнены из алюминиевых сплавов. Композитные материалы используются в производстве 12% структурных частей планера, и этого недостаточно, чтобы назвать конструкцию современной.

Самолёт предлагается в единственном размерном варианте на 168 пассажирских кресел в стандартной расстановке базового эконом класса и с двигателями CFM International LEAP-1C. Его прямыми конкурентами станут оборудуемые силовыми установками того же семейства Airbus A320neo и Boeing 737 MAX; они уже имеют серьёзное преимущество не только за счёт того, что предельно широко распространены и хорошо знакомы пользователям и имеют стабильные сервисные сети, но и за счёт многообразия размеров. Европейский самолёт предлагается пользователям в трёх версиях, американский - в четырёх.

Стартовым пользователем станет China Eastern Airlines (MU): вторая по величине авиакомпания Китая должна получить 20 новых самолётов вместимостью 158 пассажиров в салонах двухклассной компоновки. Практически все заказчики C919 - китайцы.

Ещё один конкурент, находящийся в завершающей стадии испытаний, - российский Irkut MC-21. От Airbus, Boeing и COMAC его отличает техническое совершенство: он первый самолёт в этой рыночной нише с крылом из углепластика (общая доля композитных материалов в планере - до 45%). Ожидается, что благодаря этому, а также отличной аэродинамике, он будет экономичнее соперников.

Его двигатели - Pratt & Whitney семейства PW1000G - также превосходят LEAP-1: легче и с чуть меньшим расходом топлива. И если Airbus предлагает эти силовые установки как опцию для своих A320neo, то для Boeing 737 MAX они не доступны.

Тем не менее, так же как у C919, пока большинство покупателей MC-21 - отечественные авиакомпании.

Великолепная узкофюзеляжная четвёрка

Airbus A320neo: предлагается в трёх размерных вариантах, с двумя типами двигателей - CFM LEAP-1A и Pratt&Whitney PW1100G - и собирает большую часть заказов в нише
Airbus A320neo: предлагается в трёх размерных вариантах, с двумя типами двигателей - CFM LEAP-1A и Pratt&Whitney PW1100G - и собирает большую часть заказов в нише
Boeing 737 MAX имеет четыре размерные версии (7, 8, 9 и 10), одну модель двигателей (LEAP-1B) и продаётся быстрее всех, но по объёмам пока не догнал появившийся на рынке раньше европейский самолёт последнего поколения
Boeing 737 MAX имеет четыре размерные версии (7, 8, 9 и 10), одну модель двигателей (LEAP-1B) и продаётся быстрее всех, но по объёмам пока не догнал появившийся на рынке раньше европейский самолёт последнего поколения
COMAC C919 не представляет собой ничего нового - кроме того, что это первый китайский самолёт в данной рыночной нише. К западным двигателям LEAP-1C вопросов не возникает, а композитные материалы собственного производства показывают неудовлетворительную прочность
COMAC C919 не представляет собой ничего нового - кроме того, что это первый китайский самолёт в данной рыночной нише. К западным двигателям LEAP-1C вопросов не возникает, а композитные материалы собственного производства показывают неудовлетворительную прочность
Irkut MC-21 удивляет своим совершенством: у него самый широкий фюзеляж в классе, самое лёгкое и эффективное крыло, с ним предлагается американский двигатель PW1400G "сейчас" или российский ПД-14 "в будущем", его испытательная программа идёт без сбоев - но у него самые слабые продажи. Всему виной провальный маркетинг и исторически плохая послепродажная поддержка, которой славен его производитель
Irkut MC-21 удивляет своим совершенством: у него самый широкий фюзеляж в классе, самое лёгкое и эффективное крыло, с ним предлагается американский двигатель PW1400G "сейчас" или российский ПД-14 "в будущем", его испытательная программа идёт без сбоев - но у него самые слабые продажи. Всему виной провальный маркетинг и исторически плохая послепродажная поддержка, которой славен его производитель