Для начала вам нужно ответить себе на пару вопросов. Вы уже настроены серьезно подсесть на винил или хотите попробовать "для начала"? Вы хотите слушать музыку (виниловый саунд) или коллекционировать пластинки? Или и то и другое? Многие просто не уживаются с процессом переворачивания пластинки.
Моя история началась с недорогого винтажного проигрывателя Universum, который я приобрел по случаю чтобы попробовать. С проигрывателем мне перепало штук 10 старых пластинок – Шаде, Боуи, что-то еще. Недорогой, но неплохой проигрыватель дал мне представление о том, что это – иметь и слушать вертушку. Через год я купил дорогой Micro Seiki, так как понял, что винил это мое.
Проигрыватели
Конструктивно вертушки бывают трех типов. У каждого типа свои приверженцы и хейтеры. Все сводится к личным предпочтениям.
Прямоприводные, или direct drive. Самый распространенный тип японских винтажных проигрывателей. Это когда опорный диск (на который ложится пластинка) приводится в движение мотором напрямую. Золотая эра японского вертушкостроения. В основном массмаркет (от самых дешевых до хороших серьезных моделей), но встречаются и hi-end модели.
Пассиковые или belt drive. Большинство серьезных hi-end вертушек именно этого типа. Это когда мотор вынесен отдельно и вращение на опорный диск передается с помощью пассика или специальной нити, обхватывающей опорный диск.
Роликовые или idler drive. Особый вид проигрывателей, когда вращение на опорный диск передается прижимным роликом. Что-то вроде айдлера в магнитофоне. Как мне кажется, приверженцы этого типа проигрывателей особо ревностно относятся к своим проигрывателям и не признают остальных конструкций. :)
Тонармы
Принципиально бывают двух типов: поворотные и тангенциальные.
Поворотные. Самая распространенная конструкция. Большинство тонармов которые вы видели – поворотные. Бывают с прямым рычагом и S-образным. Принципиальной разницы между ними практически нет.
Еще следует знать, что тонармы бывают для легких головок, для средних и для тяжелых.
Тангенциальные. У такого тонарма рычаг всегда перемещается строго перпендикулярно радиусу пластинки. Конструкция напоминает подвесной кран в промышленном здании. Плюсы такого тонарма в том, что у него отсутствует угловая погрешность, но плата за это – сложность конструкции. Дешевые конструкции, конечно, есть, но они не особо про качественный звук. Я бы не заморачивался с тангенсом, если вы выбираете недорогую и единственную вертушку.
Звукосниматели (картриджи, головки)
Это наиболее важная часть вертушки, в том плане, что дешевая вертушка с дорогим картриджем может звучать хорошо, а вот хорошая вертушка с плохим картриджем – нет. Они бывают двух типов – MM и MC. Очень важная характеристика головки – податливость. Если очень грубо – она определяет насколько туго ходит кантилевер. Тяжелые головки имеют низкую податливость и им нужны специальные тонармы. То же самое относится к легким головкам с высокой податливостью.
MM или Moving Magnet (подвижный магнит) дешевле, у них сменные вставки с иглами, к ним подходит практически любой фонокорректор. Если вы собираетесь покупать вертушку "на пробу", то ограничивайтесь недорогой MM головкой.
MC или Moving Coil (подвижная катушка) как правило дороже, у них несменные иглы и им требуется более дорогостоящий фонокорректор с МС-секцией. Как правило такие звукосниматели позволяют добиться более качественного звука.
Что отличает дешевую вертушку от хорошей?
В первую очередь, винил это резонансы. Представьте себе микроскопические канавки винила и иглу, висящую "на честном слове", которая принимает на себя любые колебания. Хорошая вертушка либо очень тяжелая, либо оборудована очень хорошим шасси, гасящим вибрации. Поэтому классная вертушка демпфирует любые вибрации и/или не замечает их вовсе.
Привод может быть любой, главное, чтобы он хорошо работал и не передавал лишних вибраций.
Дальше – хороший тонарм с жесткой конструкцией, который может быть точно настроен под головку и который может пройти над пластинкой с наименьшими угловыми погрешностями.
Дешевые же вертушки легкие, тонармы не могут гибко настраиваться, но в целом, если такую поместить в идеальные условия она тоже будет более-менее прилично играть. Но в обычной жизни так бывает редко.
Новый или винтажный?
Если хотите моего мнения – я за винтаж. И все по той же причине, что сегодня производители сильно экономят на разработке, ведь рынок не так разогрет как в 70-е, нет того объема и той конкуренции.
Вот посмотрите как сегодня собирают hi-end тонармы Wilson Benesch:
На клей! НА КЛЕЙ! Мне кажется, что это просто несравнимо с прецизионными тонармами 70-х. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что существуют современные тонармы высочайшего класса. Те же SME, например. Но это очень дорогостоящие устройства.
Большой минус винтажной техники в том, что вы всегда будете покупать кота в мешке. Но покупка какой-нибудь условной недорогой новой "Реги" или чего-то еще лично мне видится вариантом очень сомнительным. Вы получаете жалкое подобие того, что было раньше, пусть и в новой сияющей упаковке.
Винтажную вертушку можно покупать с куда более спокойным сердцем, чем, скажем, кассетную деку, так как там практически нечему ломаться. Прямоприводные конструкции надежны, тонармы неубиваемы, а все остальное только косметика. Единственное, я бы старался избегать автоматики: всяких автостартов, поиска по трекам и тому подобных усложнений.
Разумеется, сейчас делают прекрасные проигрыватели и каждый год их появляется все больше. Но большинство высококлассных современных проигрывателей, к сожалению, очень дороги.
Друзья, если вы хотите, чтобы я подробнее рассказал о настройке, обслуживании, необходимых аксессуарах – ставьте лайк к этой записи. Если их наберется достаточное количество, я с удовольствием займусь. Также я всегда рад любым вашим комментариям, вопросам и просто письмам на iamhearr@ya.ru