Все чаще со всех сторон доносится: «Следуй за своей мечтой!» Но куда конкретно следовать не говорят. Ясно только, что Джон Леннон был прав, сказав: «Мечтаю быть самим собой». Но почему прав? Не ясно. Может, он просто был лентяем?
В этой статье я предлагаю разобраться со всеми смыслами, которые мы вкладываем в слово «мечта». Постараться их развести, найти пользу в каждом и начать мечтать по-новому.
Для начала — разделите мечты и фантазии.
Главное отличие фантазий — они совершенно оторваны от реальности. А главная их задача — помочь разрешить ситуацию здесь и сейчас, снизить тяжелый для переживания градус эмоций.
Хиленький школьник, неспособный дать сдачи, фантазирует, что он супермен. Замученный работник представляет себя на Канарах. Нимфоманка грезит о футбольной команде. Фантазии возникают спонтанно, и главная информация, которую следует из них черпать — о неудовлетворенных потребностях. Можно фантазировать и дальше, отрываясь от реальности. А можно сделать реальные шаги. Кому-то следует заняться спортом. Кому-то — начать откладывать на отпуск. А кому-то — зарегестрироваться на сайте знакомств. В любом случае, в реальности удовлетворения больше. Хотя в фантазиях, конечно, совершенно отсутствует тревога. Но тут уж, простите, в реальной жизни без тревоги никуда. В той или иной мере она сопровождает каждый важный шаг. Поэтому следует учиться как-то ее проживать. Психотерапия, кстати, именно на это и нацелена.
Отделив фантазии, переходим к целям.
Если фантазии снимают тревогу в настоящем, то цели направлены в будущее.
— Мечтаю о машине, загородном доме, прыжке с парашютом, полете в космос.
Здесь, опять же, следует разделять цели реальные и нереальные. Если первые дают направление, то вторые могут вогнать в тоску и депрессию. Цель становится реальной, если вы можете ее конкретно сформулировать, задать точные сроки для исполнения, выстроить список задач.
— Хочу съездить в отпуск.
— Куда?
— В Крым.
— Когда?
— Следующим летом.
— Что нужно для этого сделать?
— Уже сегодня откладывать на поездку столько-то драгоценных рубликов.
И вот, цель стала моим направлением, курсом. Я знаю, куда иду и чего хочу. И никто меня с этого пути не собьет.
Другое дело, если цель переживается, как недостижимая.
И, уж тем более, если она объективно недостижима.
— Листаю Instagram и хочу, работая продавцом-кассиром, ездить на Bentley, два раза в год отдыхать на Майорке и получать в 20 раз больше.
— Когда?
— Когда-нибудь.
— Как?
— Не знаю.
Опасность таких «целей» (если, конечно, это не мимолетные фантазии) в том, что они увеличивают пропасть между Я-реальным и Я-идеальным. Следствие — ужасающе низкая самооценка, апатия, депрессия.
— Ну ведь у них есть, а у меня нет! Как так?
В случае подобных мыслей я всегда вспоминаю строчки одного замечательного музыканта, Павла Фахртдинова: «Всегда будет тот, кто тебя сильней. Потом это станет яснее. Всегда будет тот, у кого камней за пазухой больше вдвойне…»
Ну а теперь — сама мечта.
Это не цель, не фантазия. Она не направлена ни на будущее, ни на настоящее. Она направлена на жизнь в целом. Мечта — как образ того, КАКИМ я хочу быть, КАК хочу проживать свою жизнь. Сегодня, завтра, послезавтра, ВСЕГДА. Мечта не как что-то, чего можно ДОСТИЧЬ, а как что-то, чему можно СООТВЕТСТВОВАТЬ.
Сюда вкладываются понятия внутренних смыслов, внутренних ценностей. Как я должен прожить свою жизнь, чтобы на смертном одре лежать, улыбаясь? МЕЧТА — это некий образ, который наполняет меня силами, если я ему соответствую. Если же я схожу с него, то все валится из рук. Все не то и все не так.
Так какова ваша мечта?
Это и есть тот самый вопрос, на который каждый должен ответить сам. И когда Вы сформулируете ее для себя — все цели, которые соответствуют этой МЕЧТЕ, будут достигаться намного проще. А те цели и фантазии, что отнимали кучу сил, создавали неуверенность в себе — отпадут за ненадобностью.
Автор: Данила Плотников (психолог, гештальт-терапевт)