Сегодня уличная еда, стрит-фуд, неимоверно популярна во всем мире. А было ли что-то подобное раньше, или это изобретение сегодняшних дней, пришедшее к нам «от них» – уличные кафе, еда на вынос, палатки с хот-догами, пирожками, фалафелями, гамбургеры, такос, еда в стаканчиках и еще десятки вариантов.
Наверное, наиболее интересны и убедительны свидетельства современников, а не наши сегодняшние рассуждения о том, что было и чего не было. Поэтому приведу несколько небольших отрывков из воспоминаний старых москвичей.
Основным торговым местом в Москве 19 века были торговые ряды, называемые «город» и располагавшиеся на месте сегодняшнего ГУМа. Старые торговые ряды сильно пострадали во время пожара 1812 года, несколько раз перестраивались и в итоге были снесены.
«Старые торговые ряды … представляли, несомненно, интересную и оригинальную картину, снаружи своды достаточно походили на теперешний петербургский Гостиный или Апраксин двор: невысокие, но длинные, крытые, аркообразные ходы пересекались с идущими им в разрез такими же галереями с перекрестками… каменные, выбеленные … с неглубокими торговыми помещениями…
Город представлял собой громаднейший лабиринт галерей, переходов, ходов и линий. В этом лабиринте была сосредоточена вся главная, «расхожая» торговля Москвы, тут можно было приобрести решительно все, что могло понадобиться москвичу, притом за цену, более дешевую, чем на Кузнецком мосту или Тверской.
Торговля не была беспорядочно разбросана по рядам, она собиралась к одному месту по специальности: так, галерея, носившая название Панской, торговала сукнами, Москательная – пряными товарами, … в знаменитом Сундучном ряду можно было, кроме того, получить превосходные на вкус ягодные и фруктовые квасы, тут же у разносчиков, славившиеся на всю Москву горячую осетрину, ветчину, сосиски, мозги и печеные пирожки с разнообразной начинкой. Желавшие закусить садились за небольшие столики, и тут же перечисленные яства сервировались им на блюдечках, при которых подавались вилка и для вытирания рук серая пропускная бумага, квас разливался в небольшие стеклянные стаканчики с ручкой…»
«Элегантная публика, съезжавшаяся из Москвы по вечерам в Петровский парк, когда было поменьше пыли, каталась там по аллеям верхом и в экипажах, а затем у круга, недалеко от Петровского дворца, рассаживалась на садовые скамейки и на стулья за столики, наблюдая друг за другом, и пила тоже, но уже хорошо сервированный чай, кофе, прохладительные напитки (содовая и вообще искусственно газированная вода вошли тогда в большую моду), а «золотая молодежь» мужского пола тянула потихоньку шампанское из чайников».
Цитируется по Н.В.Давыдов. «Москва. Пятидесятые и шестидесятые годы Х!Х столетия». Примечание. В 19 веке осетрина была не деликатесом, а просто вкусной рыбой.
А вот что писал П.И.Богатырев в записках «Московская старина».
«Китай-городом называется в Москве ее торговая, центральная часть, состоящая из трех главных улиц – Никольской, Ильинки и Варварки, и еще из так называемого Зарядья. С лицевой стороны Китай-города, выходящего на Красную площадь, находятся великолепные торговые ряды, недавно выстроенные. До них стояли тут старые ряды…
Середина рядов этих была украшена фронтоном, который покоился на больших толстых белых колоннах, или, как называли их попросту, «столбах». Против «столбов» стоял и теперь стоит памятник князю Минину и гражданину Пожарскому…
… между «столбами» толклись пирожники. Пирожки «подовые» - с подливкой, «воробушки» - маленькие пирожки, плавающие в масле в большой корчаге, «жареные» - в железных, обделанных деревом ящиках, блины на лоточках, горячая колбаса, яйца и белый хлеб на лотках были к услугам потребителей. Все это было очень вкусно, и здесь всегда толпился народ, а продавцы еле успевали угождать.
Особенно в ходу были «подовые» пирожки, которые пекутся в особо устроенной печке «на поду», они всегда подавались на блюдечке с подливкой. В скоромные дни пирожки были с мясом и яйцами, в постные – с груздями, с семгой, с кашей, с кашей и снетками и горохом. Подливка была тоже постная. «Жареные» пирожки, кроме перечисленных начинок, были еще с яблоками и вареньем. Ели «в столбах» под открытым небом Тут же сновали мальчишки с клюквенным квасом в стеклянных кувшинах…
Надобно сказать, что все, что ни предлагалось съедобного в «столбах» и рядах, и вообще в «городе» было чисто, вкусно и недорого…»
В Гостином дворе «…среди публики по рядам ходили многочисленные разносчики, носившие на головах в длинных лотках, покрытых теплым одеялом, жареную телятину, ветчину, сосиски, пироги, сайки и прочее. При этом все разносчики на разные голоса выкрикивали названия своих товаров... Затем были еще интересные типы рядских поваров. Они носили в одной руке большой глиняный горшок со щами, завернутыми в теплое одеяло, в другой - корзину с мисками, деревянными ложками и черным хлебом. Миска горячих щей с мясом стоила 10 копеек. После еды миски с остатками щей и хлеба торговцы ставили на пол в рядах возле своих лавок, где их доедали бегавшие по рядам бродячие собаки. Потом приходил повар, собирал миски, тут же вытирал их грязным и сальным полотенцем и снова наливал в них желающим горячих щей» - вспоминал И.А.Слонов в книге «Из жизни торговой Москвы».
Он же пишет: «Здесь (на Старой Площади) ранее помещалась знаменитая толкучка... Но главным перлом этого почтенного собрания была так называемая «царская кухня». Она помещалась посередине толкучки и представляла собой следующую картину: десятка два-три здоровых и сильных торговок, с грубыми загорелыми лицами, приносили на толкучку большие горшки, в простонародье называемые корчагами, завернутые в рваные одеяла и разную ветошь. В этих горшках находились горячие щи, похлебка, вареный горох и каша. Около каждого горшка на булыжной мостовой стояла корзина с черным хлебом, деревянными чашками и ложками. Тут же на площади, под открытым небом, стояли небольшие столы и скамейки, всегда залитые кушаньем и разными объедками. Здесь целый день происходила кормежка люмпен-пролетариата, который за две копейки мог получить миску горячих щей и кусок черного хлеба…Тут же стояли несколько разносчиков с небольшими лотками с лежавшими на них вареными рубцами, печенью, колбасой и обрезками мяса и сала, называемыми «собачьей радостью». Эти продукты люмпен-пролетариат покупал для закуски, завертывал в грязную бумагу, клал в карман и шел с ней в кабак».
Как видим, уличная еда в Москве 19 века, которая была тогда не столичным, а полу провинциальным городом, имелась на любой вкус и кошелек: торговые центры, ресторанные дворики, уличные кафе, «еда на колесах», еда на вынос, «забегаловки» и «рыгаловки» - с некоторой поправкой на исторические реалии того времени. В других городах, очевидно, было что-то сопоставимое.