Ранее мы изучили, как эволюционировало со временем расположение бензонасоса, качающего топливо из бака. Теперь настало время уточнить - а куда и зачем он его качает?
Топливная система с распределенным впрыском выглядит примерно так:
Топливный модуль в баке качает бензин в рампу. Из рампы "торчат" топливные форсунки. Второй стороной они вставлены во впускной коллектор. По сигналу от блока управления форсунки открываются и распыляют топливо во впуск, формируя тем самым топливовоздушную смесь. Там же, на рампе, стоит клапан, открывающийся при достижении давления 3-6 бар (единица измерения давления "бар" равна одной атмосфере) и сбрасывающий излишек топлива обратно в бак (откуда эта линия и получила название "обратка"). Конкретное давление открытия клапана зависит от конкретной топливной системы и определяется разработчиком этой системы. Благодаря такому решению, при работающем насосе в контуре всегда поддерживается постоянное давление.
Вживую топливная рампа с форсунками выглядит примерно так:
Со временем, однако, по каким-то причинам (скорее всего, из тех же соображений снижения издержек при сборке машины) автопроизводители перешли на схему, при которой клапан и линия обратки находятся прямо в составе топливного модуля:
С точки зрения логики работы эта система ничем не отличается от приведенной ранее. Различия есть только в компоновке.
Наконец, третьим вариантом является случай непосредственного впрыска (то, что сейчас наиболее известно под именем FSI/TSI у автомобилей группы VAG):
Подробнее устройство этой системы мы рассмотрим в следующей публикации, а пока просто ограничимся констатацией факта - в системе с непосредственным впрыском на впрыскивание топлива есть гораздо меньше времени, нежели в системе с впрыском во впускной коллектор. Чтобы успевать за это время впрыснуть необходимое количество топлива, давление в форсунках должно быть на порядок больше. Поэтому в топливный насос в баке качает бензин на вход топливного насоса высокого давления, который уже подает в рампу давление в районе 50-150 бар (конкретная цифра зависит от конкретной системы). "Обратка" у ТНВД тоже есть, но обычно заведена на его же вход.
Сам ТНВД обычно представляет собой отдельный узел, устанавливаемый на верхнюю часть двигателя и приводимый либо отдельным кулачком распредвала, либо ремнем ГРМ или чем-то схожим. Выглядит он так:
Система с непосредственным впрыском принципиально имеет уже очень много общего с дизелями, но вот плюсами его обладает в очень малом объеме. Впрочем, об этом - тоже в следующем материале.